Представленная работа подготовлена авторами: старшим преподавателем Натальей Геннадьевной Васильевой, кандидатом технических наук, доцентом Любовью Николаевной Грачевой филиала ФГБОУ ВПО «Уфимского государственного авиационного технического университета» в г. Кумертау.
Рецензентами учебно-методического пособия являются кандидат технических наук, профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Уфимского государственного авиационного технического университета» в г. Кумертау Анвар Ибрагимович Даутов, кандидат технических наук, старший преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Уфимского государственного авиационного технического университета» в г. Кумертау Денис Михайлович Лазарев, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств» Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Валерьевич Кирюшин.
В учебно-методическом пособии представлены принципы и способы выполнения функциональных схем автоматизации (ФСА), варианты изображения технологического оборудования и коммуникаций, графическое, буквенное и позиционное обозначение приборов и средств автоматизации. Пособие содержит требования к графическому оформлению данных схем. Представленное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ и специалистов в области автоматизации и управления технологическими процессами.
Учебно-методическое пособие состоит из 8-ми разделов. При составлении пособия использовано 23 источника, среди которых учебно-методическая литература и ГОСТы.
В разделе 1 «Назначение функциональных схем автоматизации» приведены определение ФСА, задачи, которые решаются при разработке ФСА, подчеркнута значимость предшествующего всестороннего анализа объекта автоматизации и управления. Указаны варианты выполнения ФСА в зависимости от степени автоматизации, которая должна реализовываться в разрабатываемой системе автоматизации или автоматизированной системе управления объектом автоматизации (технологическим процессом или технологической установкой) и результаты составления ФСА.
В разделе 2 «Принципы и способы выполнения функциональных схем автоматизации» авторами приведены основные, но не являющиеся исчерпывающими для всех случаев проектирования автоматизированных систем, принципы, которыми следует руководствоваться при разработке ФСА, соответствующих современному уровню развития техники и технологии. Среди таких принципов уровень автоматизации, требования к комплексу технических средств автоматизации, принцип стандартизации и унификации комплекса технических и программных средств автоматизации, использование приборов зарегистрированных в Государственной системе промышленных приборов, выбор вида энергии и оптимизация количества приборов и аппаратуры управления.
Раздел 3 «Изображение технологического оборудования и коммуникаций» содержит правила и примеры условно-графического обозначения технологического оборудования, таблиц с перечнем оборудования, условно-графического обозначения деталей трубопроводов, направлений распределения жидкости и газа, перечень ГОСТов, которые регламентируют изображение технологического оборудования в ФСА, условное графическое обозначения элементов ФСА, приводов и арматуры общего назначения.
Раздел 4 «Изображение средств автоматизации» посвящен графическому обозначению всех приборов, средств автоматизации и управления, необходимых для оснащения проектируемой системы в соответствии с ГОСТ 21.208-2013, ГОСТ 21.408-2013 и отраслевыми нормативными документами. В нем также приведены правила буквенного обозначения приборов и средств автоматизации, дополняющее информацию об измеряемой величине и функциях прибора, о преобразовании сигналов и формировании выходных воздействий.
В разделе 5 «Изображение линий связи» приведены правила условно-графического изображения линий связи между приборами и контурами контроля и управления, в том числе линий беспроводной связи, согласно требованиям, изложенным в ГОСТ 21.408-2013. Рассмотрены примеры пересечения (ответвления) линий связи с соединением их и без соединения, также изображение номеров линий связи.
В разделе 6 авторами рассмотрены позиционные обозначения приборов и средств автоматизации, состоящее из двух частей, цифрового обозначения (арабскими цифрами), присваиваемого контуру и буквенных (цифровых) индексов (прописных букв русского алфавита, присваиваемых отдельным элементам), входящим в контур (функциональную группу). Применяемая нумерация позволит определить количество изображенных на функциональной схеме комплектов приборов и средств автоматизации со всеми входящими в них элементами и тем самым исключить возможность пропуска какого-нибудь из них на схеме, так и в других документах проекта.
Требования к графическому оформлению функциональных схем автоматизации изложены в разделе 7 и регламентируются ГОСТ 2.303-68.
Примеры выполнения ФСА для различных целей контроля и управления представлены в разделе 8 и представляют собой исчерпывающую иллюстрационную информацию для разработки контуров контроля, сигнализации, регистрации и управления систем автоматизации и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП).
Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС направления 15.03.04. «Автоматизация технологических процессов и производств» профиля «Автоматизация технологических процессов и производств» и рабочим программам дисциплин базовой части профессионального цикла Б1.Б.26 «Средства автоматизации и управления (Микропроцессоры в системах управления технологическими процессами)» Б1.Б.17 «Технологические процессы автоматизированных производств» и обязательных дисциплин вариативной части Б1.В.14 «Интегрированные системы проектирования и управления на базе CASE средств», Б1.В.15 «Автоматизация технологических процессов и производств».
Библиографическая ссылка
Васильева Н.Г., Грачева Л.Н. РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СХЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ К КУРСОВОМУ И ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 15.03.04 «АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 186-187;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10334 (дата обращения: 21.11.2024).