Российское естественнонаучное образование в средней школе реализуется посредством преподавания таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология», «География», «Химия», «Физика», «Астрономия». Общая для этих дисциплин предметная область и методы познания предполагают динамичную целостность процесса обучения: учебный материал систематизирован по темам с учетом возрастающей трудности освоения за счет усложняющейся организации мира живой и неживой природы. Преподавание дисциплин естественнонаучного цикла не должно сводиться к количественному увеличению суммы знаний ребенка о мире, а призвано способствовать поступательному развитию мышления и качеству интеллектуальной культуры учащихся. Если «качество как философская категория – не столько процентный показатель усвоения знаний, сколько глубинный, сущностный показатель прогресса культуры человека» [1], то важнейшей задачей естественнонаучного образования в школе является формирование у учащихся способности понимать диалектику природы в единстве всех ее форм, а также способность и потребность охранять, любить родную природу, воспринимая ее бытие через ценностную призму бытия человека.
Естественнонаучное образование будет качественным тогда, когда освоение человеком мира позволит ему гармонизировать свои отношения с природой, восстанавливая, тем самым, истоки человечности. «Прорыв к новым формам человечности и организации человеческого бытия осуществим на основе «очеловечивания» образовательных программ» [2, с. 152], в которых естественнонаучное образование должно способствовать не только интеллектуальному, но и нравственному прогрессу человечества.
Библиографическая ссылка
Халитова А.Г. КАЧЕСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 130-130;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10464 (дата обращения: 22.12.2024).