Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из ведущих предотвратимых причин смертности населения [1]. Экономический эффект от гибели пострадавших в ивановской области за 5 лет сопоставим с общими расходами региона на развитие здравоохранения [2]. Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области более 10 лет проводит постоянный мониторинг дорожно-транспортного травматизма [3], а также участвует в реализации ряда программных проектов международного [4], федерального [5], регионального уровней [6], направленных на повышение безопасности дорожного движения. В течение последних 10 лет в Ивановской области, благодаря комплексному межсекторальному подходу, удалось значительно снизить показатели травматизма и смертности, оптимизировать систему оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13], а также определить ведущие факторы риска ДТП, дорожного травматизма и смертности [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25]. Своевременно и качественно оказанная первая и скорая медицинская помощь пострадавшим (СМП) в ДТП оказывает определенное влияние на показатели смертности пострадавших [26, 27, 28]. К сожалению, уровень мотивации и степень готовности населения к оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП довольно низки [29, 30]. В связи с этим, нами проводится активная работа по подготовке различных категорий граждан к оказанию первой помощи [31, 32], включая сотрудников специальных служб [33, 34, 35], а также анализу работы бригад СМП [36, 37], повышению их квалификации [38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46] и аттестации [47]. К сожалению, показатели смертности пострадавших при ДТП продолжают оставаться недопустимо высокими по сравнению с рядом европейских стран [48] и некоторыми субъектами Российской Федерации [49], что требует проведения всестороннего изучения и анализа проблемы дорожно-транспортного травматизма в регионе.
Цель исследования
Анализ основных характеристик и закономерностей ДТП с пострадавшими и погибшими в Ивановской области в 2015 году.
Материалы и методы исследования
Ретроспективное сплошное исследование показателей ДТП, травматизма и смертности от ДТП в Ивановской области в 2015 году. Использовались методы описательной статистики, сравнительного и математического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Ивановская область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации и граничит с Владимирской, Костромской, Ярославской и Нижегородскими областями. Площадь Ивановской области составляет 21 437 кв. км., численность населения в 2015 году – 1 036 909 человек. Городское население – 81,3 %. В Ивановской области имеется 5244 км автомобильных дорог общего пользования, в т.ч. с твёрдым покрытием – 5017 км., по территории проходит две федеральные автомобильные автодороги М7 «Волга» «Подъезд к г. Иваново» протяженностью 102 км и Р600 «Кострома-Иваново» – 105 км. Плотность населения составляет 48,37 чел. на кв. км., плотность автодорог – 0,24 км на кв. км. В 2015 году на территории Ивановской области произошло 1706 ДТП, в которых пострадало 2304 человека, в т.ч. травмы различной степени тяжести получили 2177 и погибло 127 человек. Смертность от ДТП составила 12,25 на 100 тыс. населения. Относительные показатели дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) в Ивановской области в 2015 году составили 222,14 на 100 тыс. населения. Тяжесть последствий (ТП) ДТП (число погибших на 100 пострадавших) – 5,51. Тяжесть ДТП (число пострадавших в 1 ДТП) – 1,35. Следует отметить, что вышеуказанные показатели неравномерно распределяются, как по дням недели (табл. 1) и участникам дорожного движения (табл. 2), так и по видам ДТП (табл. 3).
Таблица 1
Распределение ДТП и пострадавших в них по дням недели
Показатель |
Дни недели |
|||||||||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
||||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
ДТП |
267 |
15,65 |
212 |
12,43 |
198 |
11,61 |
234 |
13,71 |
275 |
16,12 |
279 |
16,35 |
241 |
14,13 |
пострадавшие |
348 |
15,10 |
281 |
12,20 |
255 |
11,7 |
312 |
13,54 |
366 |
15,89 |
403 |
17,49 |
339 |
14,71 |
погибшие |
22 |
17,32 |
18 |
14,17 |
8 |
6,3 |
11 |
8,66 |
18 |
14,17 |
19 |
14,96 |
31 |
24,41 |
раненые |
326 |
14,97 |
263 |
12,08 |
247 |
11,35 |
301 |
13,83 |
348 |
15,99 |
384 |
17,64 |
308 |
14,14 |
тяжесть ДТП |
1,30 |
1,33 |
1,29 |
1,33 |
1,33 |
1,44 |
1,41 |
|||||||
ТП |
6,32 |
6,41 |
3,14 |
3,53 |
4,92 |
4,71 |
9,41 |
Таблица 2
Распределение ДТП и пострадавших в них по участникам дорожного движения
Участники дорожного движения |
|||||||||||
водитель |
пассажир |
велосипедист |
пешеход |
иной участник |
Итого |
||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
|
ДТП |
679 |
39,80 |
635 |
37,22 |
100 |
5,86 |
513 |
30,07 |
6 |
0,35 |
1706 |
пострадавшие |
752 |
32,64 |
891 |
38,67 |
101 |
4,38 |
543 |
23,57 |
17 |
0,74 |
2304 |
погибшие |
47 |
37,00 |
29 |
22,84 |
5 |
3,94 |
46 |
36,22 |
0 |
0,00 |
127 |
раненые |
705 |
32,38 |
862 |
39,60 |
96 |
4,41 |
497 |
22,83 |
17 |
0,78 |
2177 |
тяжесть ДТП |
1,11 |
1,40 |
1,01 |
1,06 |
2,83 |
1,35 |
|||||
ТП |
6,25 |
3,25 |
4,95 |
8,47 |
0 |
5,51 |
Таблица 3
Распределение ДТП и пострадавших в них по основным видам ДТП
Показатель |
Виды ДТП |
|||||||||||
столкновение ТС |
Опрокидывание ТС |
Наезд на стоящее ТС |
Наезд на пешехода |
Наезд на препятствие |
Наезд на велосипедиста |
|||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
ДТП |
671 |
39,33 |
167 |
9,79 |
36 |
2,11 |
500 |
29,31 |
78 |
4,57 |
96 |
5,63 |
пострадавшие |
1103 |
47,87 |
237 |
10,29 |
50 |
2,17 |
535 |
23,22 |
110 |
4,77 |
97 |
4,21 |
погибшие |
38 |
29,92 |
18 |
14,17 |
5 |
3,94 |
45 |
35,43 |
15 |
11,81 |
5 |
3,94 |
раненые |
1065 |
48,92 |
219 |
10,06 |
45 |
2,07 |
490 |
22,51 |
95 |
4,36 |
92 |
4,23 |
тяжесть ДТП |
1,64 |
1,42 |
1,39 |
1,07 |
1,41 |
1,01 |
||||||
ТП |
3,45 |
7,59 |
10,0 |
8,41 |
13,64 |
5,15 |
Таблица 4
Распределение ДТП и пострадавших в них, произошедшие в населенных пунктах
Показатель |
Населенные пункты |
|||||||||||
Областной центр |
Городские округа |
Центры муниципальных районов |
Прочие городские поселения |
Центы сельских поселений |
Прочие сельские поселения |
|||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
ДТП |
802 |
61,65 |
84 |
6,46 |
270 |
20,75 |
79 |
6,07 |
5 |
0,38 |
61 |
4,69 |
пострадавшие |
1018 |
62,26 |
104 |
6,36 |
329 |
20,12 |
100 |
6,12 |
6 |
0,37 |
78 |
4,77 |
погибшие |
29 |
49,15 |
2 |
3,39 |
14 |
23,73 |
5 |
8,47 |
0 |
0 |
9 |
15,25 |
раненые |
989 |
62,75 |
102 |
6,47 |
315 |
19,99 |
95 |
6,03 |
6 |
0,38 |
69 |
4,38 |
тяжесть ДТП |
1,27 |
1,24 |
1,22 |
1,27 |
1,20 |
1,28 |
||||||
ТП |
2,85 |
1,92 |
4,26 |
5,00 |
0,00 |
11,54 |
Таблица 5
Распределение ДТП и пострадавших в них, произошедшие на автомобильных дорогах
Показатель |
Автомобильные дороги общего пользования |
|||||||
Федеральные |
Региональные и межрегиональные |
местного значения |
Итого |
|||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
ДТП |
75 |
18,07 |
297 |
71,57 |
43 |
10,36 |
415 |
100,00 |
пострадавшие |
144 |
20,87 |
491 |
71,16 |
55 |
7,97 |
690 |
100,0 |
погибшие |
16 |
22,22 |
51 |
70,83 |
5 |
6,94 |
72 |
100,00 |
раненые |
128 |
20,71 |
440 |
71,20 |
50 |
8,09 |
618 |
100,00 |
тяжесть ДТП |
1,92 |
1,65 |
1,28 |
1,66 |
||||
ТП |
11,11 |
10,39 |
9,09 |
10,43 |
Наибольшее число ДТП 16,35 % происходит в субботу, наименьшее в среду – 11,61 %. Травмы в результате ДТП также чаще в субботу – 17,64 % и реже в среду – 11,35 %. Число погибших больше в воскресенье – 24,41 %, а минимально в среду – 6,3 %. Наибольшая тяжесть последствий ДТП в воскресенье – 9,41, наименьшая – в среду – 3,14. Среди участников дорожного движения чаще погибают водители – 37,00 % и пешеходы – 36,22 %, несмертельные травмы чаще получают пассажиры – 39,60 %. Наибольшая ТП ДТП у пешеходов – 8,47, наименьшая – у пассажиров – 3,25. Наиболее часто происходит столкновение транспортных средств (ТС) – 39,33 % и наезд на пешеходов – 29,31 %, при этом ТП наибольшая при наезде на препятствие – 13,64 и наименьшая при столкновениях ТС – 3,45. В городах и населенных пунктах Ивановской области (табл. 4) произошло 1301 ДТП (76,26 %), в которых погибло 59 человек (46,46 %) и травмы различной степени тяжести получили 1576 человек (72,39 %). Тяжесть ДТП составила – 1,26, ТП ДТП – 3,61. В сельских поселениях ТП ДТП значительно выше – 10,71, чем в городских округах – 3,22, и сопоставима с ТП на автомобильных дорогах общего пользования.
Вместе с тем, ТП и число погибших выше при ДТП на автомобильных дорогах общего пользования (табл. 5), где произошло 405 ДТП (23,74 %), в которых погибло 68 человек (53,53 %) и ранения получили 550 человек (25,26 %). При этом на федеральных дорогах произошло 75 ДТП (18,52 %), в которых погибло 16 (23,53 %) и травмы получили 128 человек (23,27 %).
Из 513 ДТП с пешеходами, по вине водителей произошло 294 ДТП (57,31 %), в которых погиб 21 (45,65 %) и получили травмы 300 человек (60,36 %). По вине пешеходов произошло 182 ДТП (35,48 %), в которых погибло 26 (56,52 %) и получили травмы 161 человек (32,49 %). При этом в темное время суток произошло 207 ДТП (40,35 %), в которых погиб 31 (67,39 %) и получили травмы 193 человека (27,97 %). Наиболее тяжелые ДТП с пешеходами происходят во вторник (ТП – 12,50) и воскресенье (ТП – 12,07), наименее тяжелые – в среду (ТП – 2,99). На пешеходных переходах произошло 214 ДТП (41,72 %), в которых погибло 8 (17,39 %) и получили травмы 225 человек (45,27 %). С участием водителей в состоянии опьянения произошло 177 ДТП (10,38 %), в которых погибло 35 (27,56 %) и получили травмы 247 человек (11,36 %). Более половины ДТП с участием водителей в состоянии опьянения происходит в выходные дни: субботу – 26,55 % и воскресенье – 24,93 %, наиболее тяжелые ДТП происходят в пятницу (ТП – 23,33), наименее тяжелые – во вторник (ТП – 0,00). Распределение указанных ДТП по дням недели представлено в табл. 6 и 7.
Таблица 6
Распределение ДТП с наездом на пешехода и пострадавших в них по дням недели
Показатель |
Дни недели |
|||||||||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
||||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
ДТП |
88 |
17,6 |
79 |
15,8 |
60 |
12,0 |
76 |
15,2 |
78 |
15,6 |
64 |
12,8 |
55 |
11,0 |
пострадавшие |
96 |
18,11 |
80 |
15,09 |
69 |
13,01 |
79 |
14,91 |
80 |
15,09 |
68 |
12,83 |
58 |
10,94 |
погибшие |
9 |
20,0 |
10 |
22,2 |
2 |
4,4 |
5 |
11,1 |
7 |
15,6 |
5 |
11,1 |
7 |
15,6 |
раненые |
87 |
17,94 |
70 |
14,43 |
67 |
13,81 |
74 |
15,26 |
73 |
15,05 |
63 |
12,99 |
51 |
10,52 |
тяжесть ДТП |
1,09 |
1,01 |
1,15 |
1,04 |
1,03 |
1,06 |
1,05 |
|||||||
ТП |
9,38 |
12,50 |
2,90 |
6,33 |
8,75 |
7,35 |
12,07 |
Таблица 7
Распределение ДТП с участием водителей в состоянии опьянения и пострадавших в них по дням недели
Показатель |
Дни недели |
|||||||||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
||||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
ДТП |
28 |
15,82 |
12 |
6,78 |
12 |
6,78 |
17 |
9,6 |
18 |
10,17 |
47 |
26,55 |
43 |
24,93 |
пострадавшие |
43 |
15,25 |
15 |
5,32 |
14 |
4,96 |
33 |
11,70 |
30 |
10,64 |
79 |
28,01 |
68 |
24,11 |
погибшие |
7 |
20,0 |
0 |
0,0 |
1 |
2,86 |
4 |
11,43 |
7 |
20,0 |
5 |
14,29 |
11 |
31,42 |
раненые |
36 |
14,57 |
15 |
6,07 |
13 |
5,26 |
29 |
11,74 |
23 |
9,31 |
74 |
29,96 |
57 |
23,08 |
тяжесть ДТП |
1,54 |
1,25 |
1,17 |
1,94 |
1,67 |
1,68 |
1,58 |
|||||||
ТП |
16,28 |
0,00 |
7,14 |
12,12 |
23,33 |
6,33 |
16,18 |
Существует мнение, что молодые водители с небольшим стражем вождения до 2 лет совершают значительное количество ДТП. Нами проанализированы показатели аварийности, травматизма и смертности в зависимости от стажа вождения и возраста водителей, взаимосвязь которых отражена в табл. 8 и на рисунке соответственно. Около половины всех ДТП (46,01 %) совершают водители, имеющие стаж вождения более 15 лет. На долю водителей со стажем до 2-х лет приходится 9,94 % ДТП. Наибольший вклад в показатели аварийности вносят водители в возрасте 30-40 лет, они совершают 25,04 % всех ДТП, в которых погибает 19,61 % и получают ранения 23,0 % пострадавших.
Таблица 8
Зависимость ДТП и пострадавших в них от стажа вождения водителей
Стаж вождения |
Стаж вождения, лет |
Итого |
|||||||||
До 2 |
От 2 до 5 |
От 5 до 10 |
От 10 до 15 |
Свыше 15 |
|||||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
|
ДТП |
137 |
9,94 |
203 |
14,73 |
248 |
18,0 |
156 |
11,32 |
634 |
46,01 |
1378 |
пострадавшие |
197 |
10,01 |
305 |
15,50 |
359 |
18,24 |
222 |
11,28 |
883 |
44,87 |
1968 |
погибшие |
7 |
6,86 |
25 |
24,51 |
12 |
11,76 |
11 |
10,78 |
47 |
46,09 |
102 |
раненые |
192 |
10,29 |
280 |
15,0 |
347 |
18,6 |
211 |
11,31 |
836 |
44,80 |
1866 |
тяжесть ДТП |
1,44 |
1,50 |
1,45 |
1,42 |
1,39 |
1,43 |
|||||
ТП |
3,55 |
8,20 |
3,34 |
4,95 |
5,32 |
5,18 |
Влияние возраста водителей на ДТП с пострадавшими и погибшими
Из 127 человек, погибших в результате ДТП, 81 человек (63,78 %) скончался на месте ДТП до приезда бригад СМП, 6 человек (4,72 %) умерло на догоспитальном этапе СМП, в т.ч. 4 человека (3,15 %) во время проведения медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в учреждения здравоохранения. В учреждениях здравоохранения умерло 40 пострадавших в ДТП (31,50 %), в т.ч. в травматологический центрах – 35 человек (87,5 % от умерших в ЛПУ). Из 40 пострадавших, умерших в стационарах, 24 человека скончались в течение первых суток (60 %), в течение первых семи суток – 26 человек (65 %). В травматологических центрах I уровня умер 21 человек (52,5 %), в травматологических центрах II уровня – 14 человек (35 %). Следует отметить, что бригадами СМП осуществлено 1561 выезд на место ДТП, из них со временем доезда до 20 минут – 1530 (98,01 %). Среднее время доезда бригад СМП на место ДТП составило 14,3 минут, что на 15,88 % меньше показателя 2010 года (17,0 минут). Из 1396 пострадавших, доставленных бригадами СМП в стационары, было госпитализировано 1142 человека (81,81 %), из них 874 человек (76,53 %) в травматологические центры, в т.ч. I уровня 355 (31,09 %) и II уровня – 518 человек (45,36 %).
Выводы
1. Для снижения показателей дорожно-транспортного травматизма и смертности необходимо сосредоточить усилия на снижении числа ДТП с пешеходами и с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
2. Профилактические мероприятия и рейды по выявлению лиц, управляющими ТС в состоянии опьянения, следует чаще проводить в дни максимальной аварийности – субботу и воскресенье. Целевыми группами будут являться водители со стажем более 15 лет и лица в возрасте от 30 до 40 лет.
3. Пешеходам следует быть максимально осторожными во вторник и воскресенье, а также использовать светоотражающие элементы, особенно в темное время суток.
Библиографическая ссылка
Базанов С.В. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ПОСТРАДАВШИМИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-2. – С. 210-216;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10482 (дата обращения: 03.12.2024).