Требования к качеству образовательных услуг определены в федеральном государственном образовательном стандарте как некий интеллектуальный продукт, однако сегодня на первый план выходит удовлетворенность потребителя качеством образовательных услуг. Необходимость выполнения маркетинговых исследований, направленных на оценку качества образования, анализ требований и удовлетворенности потребителей является актуальным.
Особенно важно оценивать удовлетворенность качеством медицинского образования, что обусловлено не только рисками получения ненадлежащего профессионального уровня выпускников, но и такими социальными факторами, как, например доверие медицинскому сотруднику, выполнение предписаний врача, выявление заболеваний на ранней стадии.
Профессия врача самая уважаемая в каждой стране во все времена, врач отвечает за самое главное за здоровье населения, за спасение жизни. Но для того, что бы стать хорошим врачом необходимо пройти обучение в медицинском вузе на протяжении шести лет, а потом ординатуру или интернатуру. В дополнение каждые пять лет проходить повышение квалификации, повышать категории и т.д. Руководство Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) использует такой термин, как «образование через всю жизнь», в реализацию которого заложен принцип постоянного взаимодействия со специалистом на протяжении всей его трудовой деятельности, начиная с поступления на первый курс университета и заканчивая регулярными курсами повышения квалификации или переподготовки.
Специфика образовательных услуг заключается в том, что их высокое качество зависит не только от компетентности профессорско-преподавательского состава, но и от учебно-познавательной активности непосредственных потребителей – студентов, которые являются участниками образовательного процесса.
Качество образования включает три аспекта: профессиональную компетентность преподавателей, адекватность профессиональных способностей выпускников требованиям рынка медицинских услуг и их мобильности на протяжении всей трудовой жизни, а также корпоративной культуры в вузе.
Изучали удовлетворенность поставщиков и потребителей образовательной услуги взаимоотношениями друг с другом, а именно социально-психологическим климатом, восприятием деятельности руководства, уровнем корпоративной культуры.
Ценности являются одной их основных частей корпоративной культуры вуза. Ценности определяют как разделяемые всеми членами организации представления об университете и ее миссии. Неслучайно в анкеты для преподавателей и студентов были включены специальные открытые вопросы для выявления ценностей: «Наш вуз самый»; «Преподаватели нашего вуза самые»; «Наша группа самая»; «Сильные стороны нашего вуза – это»; «Ключевые факторы успеха – это»; «Я работаю/учусь в этом вузе потому, что». Показано, что общими ценностями для преподавателей и студентов являются требовательность, качество обучения, квалификация и практика.
По результатам исследования удовлетворенности студентов установлено, что условиями и методиками обучения в УГМУ удовлетворены 44–45 %, 36–40 % – не совсем удовлетворены, но настораживает то, что 32 % не удовлетворены соответствием образовательного процесса реальности и 57 % отмечают невозможность совмещать обучение с работой.
В анкетах руководители практики отмечают низкую вовлеченность студентов вуза, так 33 % практикантов выполняют только свои должностные обязанности, отказываясь выполнять дополнительные поручения, поэтому, наверное, только 20 % руководителей лечебно-профилактических учреждений готовы предоставить работу выпускникам УГМУ.
Обнадеживает тот факт, что работодатели отмечают, что 75 % выпускников справляются с типичными профессиональными задачами.
Таким образом, по результатам исследования была предложена и апробирована методика по выявлению положительных и отрицательных, перспективных и неперспективных ценностей вуза, с учетом специфики медицинского образования, которая позволила разработать механизм формирования корпоративной стратегии УГМУ, основанной на принципах менеджмента качества и маркетинга взаимоотношений. Которая будет способствовать повышению качества медицинского образования и росту удовлетворенности внутренних и внешних потребителей качеством образовательной услуги.
Библиографическая ссылка
Протасова Л.Г., Шестакова А.А. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 24-25;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10534 (дата обращения: 11.10.2024).