Проблема изучения конфликтов на сегодняшний день является одной из актуальных в конфликтологии. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов. Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усугубляют ситуацию.
Попытки копирования опыта зарубежных конфликтов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях, оказываются мало успешными.
В какой-то мере это противоречие – осознания необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней – касается и психологов. В то же время проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки.
Во многих теоретических подходах (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, С.Л. Братченко, В.К. Васильев, М.А. Новиков и др.) психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии.
Таким образом, проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообразными современными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых в виде конфликтов. Не смотря на очевидное значение проблемы конфликтов для психологии, отечественная наука не имеет на сегодня полных изданий, ей посвященных.
Пособие представляет собой сборник психологических тестов, тренингов, игр, направленных на рассмотрение конфликтов, происходящих как между людьми, так и в профессиональных коллективах в сфере гостеприимства.
Пособие направлено помочь студентам, магистрантам, докторантам:
– научиться лучше понимать друг друга и самих себя;
– осознанно делать выбор между конструктивной и неконструктивной моделями поведения;
– научиться осознавать стиль своего поведения в конфликте и предвидеть возможные последствия;
– рассматривать конфликты через призму соблюдения принципов гуманности, достоинства и права;
– понять, что достоинство или справедливость не следует защищать, применяя варварские методы;
– воспитывать в себе чувство солидарности по отношению к тем, кто страдает или испытывает лишения.
Библиографическая ссылка
Прокофьева М.А., Имангулова Т.В. КОНФЛИКТОЛОГИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 74-75;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10790 (дата обращения: 27.12.2024).