В настоящее время многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Процессы, происходящие в обществе, усложнение социально экономического положения, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Последние время в России проводится большая работа по опеке и усыновлению детей, воспитывающихся вне семьи.
В статье №123 семейного кодекса Российской Федерации предусматривается «устройство детей оставшихся без попечения родителей» [5].
Указом Президента РФ 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны «меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8].
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс передачи детей-сирот в приемные семьи при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, при отсутствии специалистов ведет к росту числа отказов от приемных детей и возврату их в детские дома. Возрастает количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними совершеннолетия.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, с помощью анализа теоретических основ психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, обобщения психолого-педагогического опыта по работе с замещающими семьями в Российской Федерации и Республики Саха-Якутия.
Современные практики уделяют особое внимание проведению разных видов диагностик семьи и ребенка в процессе сопровождения, наблюдению за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье. Проведению разных видов психолого-педагогического консультирования, тренингов, бесед, психологических практикумов, коррекционно-развивающих занятий с детьми, мониторингу развития ребенка в семье.
В Ставропольском крае опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей показан на примере «ГКОУ Детский дом (смешанный) № 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка Минераловодского района» [1].
В Смоленской области разработана система сопровождения приемных семей на примере СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» [6].
В Республике Марий Эл опыт психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно проследить на примере организации центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» [10, с. 74-75].
Опыт организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей в Республике Саха (Якутия) можно проследить на примере ГКУ РС (Я) «Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9].
В Республике Бурятия служба сопровождения замещающих семей действует с 2009 года. В республике складывается трех уровневая система сопровождения замещающих семей. В республике созданы и действуют 25 служб сопровождения замещающих семей на базе учреждений, подведомственных Республиканскому агентству по делам семьи и детей [7].
Специалисты службы сопровождения замещающей семьи применяют следующие формы сопровождения замещающих семей: обеспечение информационными, научно-методическими материалами; психолого-педагогическое консультирование (индивидуальное, групповое); организация занятий для повышения уровня родительской компетенции; проведение тематических встреч замещающих родителей; организация группы психологической поддержки замещающих родителей; тренинги; мониторинг развития ребенка в семье; психолого-педагогический консилиум.
Создание благоприятных условий для развития ребенка в замещающей семье – содержание, воспитание, образование, является важнейшей задачей в осуществлении первичной социализации. Для «профилактики вторичного сиротства и преодоления возможных негативных педагогических и социально-психологических явлений в замещающей семье, связанных с возникновением трудностей в период адаптации замещающей семьи» [6] необходима специальная психолого-педагогическая и правовая подготовка для лиц, желающих усыновить ребенка, взять под опеку (попечительство) или стать приемными родителями.
На основе анализа психологической литературы и обобщения опыта можно выделить следующие направления работы с замещающими семьями:
1) диагностика приемных семей;
2) знакомство с кандидатами;
3) общее психологическое обследование личности кандидатов в замещающие родители;
4) практическая диагностика детско-родительских и супружеских отношений в замещающей семье;
5) обобщение результатов и составление профиля замещающей семьи.
Предварительная диагностика приемных семей проводится путем анкетирования.
Знакомство с кандидатами в приемные родители осуществляется при помощи Анкеты кандидатов.
Целью первичного общего психологического обследования кандидатов в замещающие родители является получение информации об индивидуальных личностных и семейных особенностях потенциальных замещающих родителей с помощью комплекса вопросов. Первичное психологическое обследование проводится по методике Стандартизированного интервью, разработанного Г.П. Беляевой и Е.А. Гапченко на основе материалов В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз [2, с. 9]. Данное интервью позволяет определить положительные и отрицательные личностные качества кандидатов.
Диагностика семейных и детско-родительских отношений проводится на базе методики Е.С. Шеффера и Р.К. Белла (методика PARI), которая предназначена для изучения родительски-детских взаимоотношений, отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) [3, с. 379-383]. После обобщения результатов составляется профиль кандидатов в замещающие родители.
Для подготовки кандидатов в замещающие родители рекомендуется организовать такое мероприятие, как «Школа подготовки замещающих родителей». Психолого-педагогическая подготовка кандидатов должна осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Индивидуальная работа психолога с замещающими родителями в практической деятельности сводится к индивидуальному консультированию, и при этом будет охватывать очень широкий спектр вопросов и целей [4, с. 112].
Для профилактики вторичного сиротства, подготовки и оценки психологической готовности кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью эффективно проведение групповой подготовки кандидатов, в форме психологического тренинга «Школа принимающего родителя» [2, с. 13].
В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы.
При помощи психогимнастического метода, участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет проявлять себя и общаться без помощи слов.
После проведения психологического обследования кандидата, членов его семьи и прохождения подготовки (в индивидуальной или групповой форме) готовится заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения в РФ и Республике Саха (Якутия) показывает, что данные методы и формы способствуют: успешной адаптации членов семьи к изменениям семейной системы, оптимальному психическому развитию ребенка, обеспечению психологического благополучия всех членов замещающей семьи, повышению воспитательного потенциала приемных родителей, восстановлению семейных отношений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы применение разнообразных методов и форм позволяют эффективно организовывать психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в замещающие родители и подготовку детей к семейному устройству, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.
Даже если в семье есть успешный опыт воспитания детей, необходимо понимать, что у детей-сирот (большую часть из которых в нашей стране составляют социальные сироты) нет положительного опыта проживания в семье. Кроме того, этих детей характеризует отставание в развитии, психические, физиологические отклонения и психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в условиях учреждения. Личностная зрелость, осознанность принятия решения, опыт воспитания собственных детей позволит избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей.
Библиографическая ссылка
Заяшникова О.В., Мамедова Л.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРАКТИКОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 224-226;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10863 (дата обращения: 22.12.2024).