Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

Тхакушинов Э.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
В статье рассмотрена совокупность организационно-методических условий системы мониторинга, обеспечивающих процессы поддержки управленческих решений. Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представлена достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. Предлагается использование методов социально-психологического воздействия, способствующих повышению уровня готовности к восприятию разного вида новшеств в управлении, так как при реализации стратегического замысла их использование создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона. Обоснованно, что стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.
управление
экономика
регион
механизм
реализация
стратегия
структура
1. Алле М. Условия эффективности в экономике: Пер. с франц / М. Алле. – М.: Научно-изд. центр «Наука для общества», 1998. – 304с.
2. Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О`Доннел; Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981. – Т. 1. – 439 с.
3. Рей У. Методы управления технологическими процессами / У. Рей; Пер. с англ. – М.: Мир, 1983.
4. Хачемизова Э.А. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 3. – С. 88–92.
5. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления / Р.И. Шнипер. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1991.

На современном этапе развития системы регионального управления недостаточно учитывается значение вектора социально-психологической составляющей. Недооценка этого фактора приводит не только к низкой эффективности мер по реализации стратегии, но, что более важно, к возникновению психологических барьеров между участниками процесса разработки и реализации стратегии. Опыт работы в сфере регионального управления позволяет заключить, что руководители управленческих региональных структур в большинстве понимают необходимость разработки стратегии, внедрения в практику и технологию управления различных нововведений.

В то же время, на более низких уровнях управления, отсутствует понимание смысла решения основных задач, относящихся к сфере стратегического управления, на основе изучения и эффективного использования территориального социально-экономического потенциала, разработки и реализации региональной инвестиционной политики и т.п. Возникающий при этом психологический барьер выражается в пассивно-агрессивной позиции к процессу введения новшеств вообще, к инициаторам этого процесса, боязни оказаться несостоятельными в глазах руководства, коллег. Представляется важным использование методов социально-психологического воздействия, способствующих повышению уровня готовности к восприятию разного вида новшеств в управлении. Это может быть реализовано на основе постоянно действующих семинаров с привлечением широкого круга ученых и специалистов, владеющих знаниями в области государственного и муниципального управления.

Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации.

В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования.

Использование программно-целевого метода при реализации стратегического замысла создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона.

Главной причиной неэффективной реализации программ вследствие их рассогласования является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов, предусматривающей в процессе её разработки детальную проработку приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.

В условиях неготовности кадров управления к разработке территориальных программ на научной основе имеет место принятие административных решений по формированию программ. Это привело к искажению технологии программного планирования, когда вместо логической схемы «предпрограммные исследования – обоснование целей программы – разработка программы – реализация программы», на первый план выдвигалось решение по конкретной проблеме, под которое и «подстраивался» весь процесс программного планирования.

Такое явление практика объясняла остротой территориальных проблем, необходимостью их оперативного решения. В результате не проводились в необходимом объеме предпрограммные исследования, практически повсеместно разрабатываемые программы не имели обоснованного количественно выраженного целевого блока, в условиях затратной экономики не было стимула для поиска наиболее эффективных решений проблем территориального развития. Кроме того, отсутствие экономической заинтересованности участников программных работ в разработке, а главное в реализации территориальных программ (как правило – отраслевых организаций) подрывало мотивационную основу использования программно-целевого метода планирования для решения проблем территории.

Другая важная функция, осуществляемая в рамках механизма реализации стратегического выбора, – это функция мониторинга хода практического достижения намеченных стратегических ориентиров, целей и приоритетов.

Наличие полной, достоверной и своевременной информации о процессах, связанных с реализацией стратегического развития, является ключевым условием организации эффективного управления, в рамках которого формируются корректирующие воздействия, направленные на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций социально-экономических процессов, протекающих на территории региона.

Система мониторинга, обеспечивающая процессы поддержки управленческих решений, должна удовлетворять совокупности организационно-методических условий:

1. Система мониторинга должна базироваться на мощной информационной базе, предусматривающей сбор статистических данных по важнейшим показателям развития региона в разных временных интервалах.

2. Информационная статистическая база должна быть дополнена системой экспертных оценок, а также системой опросов руководителей и специалистов разного уровня управления по проблемам развития и управления региональной экономикой.

3. Процессы функционирования системы мониторинга должны предусматривать использование адаптированных к условиям региональной экономики современных методов и технологий аналитической обработки статистических и экспертных оценок.

4. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга должна включать современные информационные технологии, позволяющие отслеживать тенденции развития не только региональной, но и федеральной, и мировой экономики.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

1. Назначение механизма реализации стратегического выбора региона состоит в целенаправленном воздействии органов регионального управления при поддержке государственных структур на все субъекты хозяйствования вне зависимости от используемых форм собственности с целью достижения намеченных ориентиров его перспективного социально-экономического развития.

2. К основным функциям названного механизма предлагается относить: обеспечение эффективного функционирования общественных институтов; формирование и поддержание функционирования системы стратегического планирования, включающей подсистемы мониторинга и поддержки управленческих решений; реализацию оптимальной структурно–инвестиционной политики; проведение экологической политики; реализацию социальной и демографической составляющей региональной стратегии.

3. Важнейшими принципами построения механизма реализации стратегического выбора региона предлагается считать принципы «баланса интересов», «гласности», «мониторинга». Соблюдение этих принципов состоит в обеспечении интересов различных слоев населения, предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации стратегического выбора, в своевременном и полном информировании всех участников работ о полученных результатах на основе сформированной и эффективно действующей системы регионального эколого-социально-экономического мониторинга.

4. Парадигма исследования региона как самоорганизующейся системы позволяет дополнить состав основных принципов реализации стратегического выбора. Основные принципы самоорганизации, которые можно адаптировать к процессу реализации стратегического выбора региона: свобода выбора решений, неокончательность решений и внешнее дополнение.

5. Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. В качестве основных предлагается выделить функции мониторинга, социально-экономического анализа, прогнозирования и программирования.

6. Главной причиной неэффективной реализации целевых программ является отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов, предусматривающей в процессе её разработки детальную проработку приоритетных направлений и узловых точек роста. Именно стратегия создает возможность выявления условий для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом сформулированных стратегических целей.


Библиографическая ссылка

Тхакушинов Э.К. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 198-200;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10929 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674