Формирование у студентов профессионально-ценностных ориентаций путем поэтапного вовлечения в квазипрофессиональную деятельность – это одно из условий развития конкурентоспособности ИТ-специалистов.
Под формированием профессионально-ценностных ориентаций мы понимаем целенаправленное, поэтапное воздействие преподавателя на эмоционально-чувственную сферу, ценностную структуру личности студента на фоне установления диалоговых отношений с последовательным анализом результативности процесса и дальнейшей корректировкой совместных действий с целью осуществления перевода профессиональных ценностей во внутренний план личности, выражающийся в значимых для нашего исследования установках на овладение профессией и успех в профессиональной деятельности.
По мнению В.А. Ядова, формированию профессионально-ценностных ориентаций способствует информированность студентов о сущности, специфике профессии, содержании ее деятельности, месте профессионала в ней [10]. А.А. Вербицкий считает необходимым включение студентов в квазипрофессиональную и профессиональную деятельность, что позволяет осознать свои установки относительно профессии и встретиться с ее требованиями в реальной жизни [2].
Согласно приведенным точкам зрения на процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций, мы считаем, что эффективность его протекания можно повысить с использованием акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, усиленными имитационными методами обучения, которые позволят студентам включаться в квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты учебной и будущей профессиональной деятельности.
Акмеологическое воздействие – это интегральное понятие, отражающее целенаправленное, комплексное, высокоэффективное, технологически организованное созидательное воздействие на группу или отдельную личность в рамках совместного взаимодействия в профессиональных целях [5].
В кратком акмеологическом словаре В.Г. Зазыкина «акмеологическое воздействие» трактуется как «интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или группы. От психологического акмеологическое воздействие отличается своей направленностью на благо развивающейся личности, к тому же многие виды психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздействие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность» [6].
Учитывая исследование А.В. Кириченко [5], мы считаем, что акмеологическое воздействие, направленное на личностное осмысление выбранной профессии, позволяет оказать влияние как на уровень внутренних психологических механизмов формирования профессионально-ценностных ориентаций (что особенно важно на этапе учебно-академической деятельности), так и на уровень внешней активности, поведенческих проявлений, деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе (что важно при реализации квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности).
Акмеологическое воздействие, направленное на личностное осмысление выбранной профессии, включает в себя все разновидности профессиональных воздействий и отражает процесс целенаправленного, высокоэффективного воздействия практикующего специалиста, выступающего в качестве субъекта профессиональной деятельности, на других людей в профессиональных целях.
К основным методам акмеологического воздействия Г.А. Ковалев [6], А.В. Кириченко [5] относят: заражение, убеждение, аргументирование, информирование, инструктирование, стимулирование, конформизм и др.
Учитывая исследование А.В. Кириченко [5], мы считаем, что реализация данных методов при развитии конкурентоспособности должна вестись с учетом следующих требований: гибкость в применении, грамотная интеграция и воздействие на других в профессиональных целях, установление обратной связи с обучаемыми.
В целях формирования профессионально-ценностных ориентаций реализация указанных методов акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, возможна через введение рейтинговой системы успеваемости, участие студентов в научных и профессиональных конкурсах и конференциях; выполнение профессиональных задач (на уровне, соответствующем профессиональной подготовленности студентов); активное участие в семинарах, встречах и общении с успешными представителями будущей профессиональной среды (системными аналитиками, инженерами-программистами, инженерами систем информационной безопасности и т.д.).
Учитывая мнение М.И. Плугиной [8], мы считаем, что акмеологическое воздействие, направленное на личностное осмысление выбранной профессии, должно быть поддержано активными имитационными методами обучения при реализации квазипрофессиональной деятельности.
По нашему мнению, применение методов акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, через реализацию имитации профессиональной деятельности дает возможность приобщиться к ценностям профессиональной среды посредством:
• выработки у студентов правильного представления о значимости и содержании профессии ИТ-специалиста, о путях и закономерностях ее развития с учетом развития информационной индустрии;
• формирования у студентов (особенно в начале процесса обучения) убеждения в своей профессиональной пригодности, а также четкого понимания необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки;
• формирования мировоззрения студентов, связывающего личные стремления и жизненные ценности студентов с профессиональными задачами;
• выработки стремления к изучению инноваций в ИТ-индустрии, постоянному саморазвитию.
Мы предполагаем, что применение акмеологического воздействия будет способствовать формированию профессионально-ценностных ориентаций, служащих становлению профессионального самосознания и самоопределения студентов, формированию ценностных установок на освоение профессии и успех в профессиональной деятельности и, в конечном счете, развитию аксиологического компонента конкурентоспособности.
Исходя из этого определены основные направления методики реализации рассматриваемого условия реализуется в рамках следующих этапов:
• развитие профессиональной информированности и определение ценностей профессиональной сферы, а также осознание будущим ИТ-специалистом пространства профессиональной активности для оптимизации профессионально-значимых ценностей;
• стимулирование позитивного отношения к профессиональной деятельности в области информационных технологий для приобщения к профессионально-значимым ценностям;
• организация образовательного процесса в условиях имитации профессиональной деятельности для погружения в систему профессионально-значимых ценностей;
• организация деятельности в реальных условиях профессиональной среды для актуализации профессиональных ценностей.
Реализация каждого из этапов формирования профессионально-ценностных ориентаций осуществлялась с использованием методов акмеологического воздействия: заражения, внушения, убеждения, подражания, аргументирования, информирования, инструктирования, стимулирования и пр.
Исходя из этапа формирования профессионально-ценностных ориентаций и общего уровня развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов, мы использовали определенные методы акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии. Практика использования акмеологического воздействия показывает, что оно имеет более действенную силу в том случае, если при его применении обязательными ставятся задачи целеполагания и предварительного изучения объекта акмеологического воздействия, носящие комплексностный и междисциплинарный характер.
Рассчитывая на определенный эффект в формировании профессионально-ценностных ориентаций путем акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, нельзя не отметить возможность возникновения у обучаемых психологических защит. Их функциональное назначение – защита личности от нежелательных психологических воздействий, регулирование этого процесса в широком диапазоне: от принятия психологического воздействия со стороны других лиц в полном объеме до полного их блокирования.
Для того чтобы избежать такого нежелательного эффекта, необходимо устанавливать тот уровень акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, который определяется степенью доверия между сторонами межсубъектного взаимодействия, а также опираться на вышеуказанные принципы. Особенно это важно при построении образовательного процесса с теми студентами, которые имеют определенный опыт работы в ИТ-области. В данной ситуации одной личности преподавателя, декларирующего ценности будущей профессиональной деятельности и выступающего их носителем, может оказаться недостаточно. Таким образом, появляется необходимость вовлечения потенциальных работодателей и успешных представителей ИТ-индустрии в процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций.
Для эффективности прохождения первого этапа формирования профессионально-ценностных ориентаций (этап оптимизации профессионально значимых ценностей) мы рекомендуем использовать методы акмеологического воздействия, способствующие усилению информированности будущего ИТ-специалиста о будущей профессиональной среде, степени идентифицированности ценностей данной среды с собственными ценностями, его будущем статусе и функциях, целях, задачах, направлениях деятельности. В качестве таких методов мы использовали убеждение и заражение в организованных встречах и мастер-классах представителей ИТ-индустрии в рамках семинарских занятий, проводимых совместно с партнером факультета – компанией «Корпоративные информационные системы». Результативность таких семинаров связана с активным воздействием на эмоционально-чувственную сферу личности, что вызывает появление интереса к будущей сфере профессиональной деятельности и зарождение мотивации к достижению успеха в рамках этой деятельности. Приведем некоторые темы таких семинаров:
«Путь к ИТ-совершенству». Акмеологическое воздействие направлялось на начало формирования ценности саморазвития, непрерывного образования и самообразования, самоактуализации.
«Разработка качественного ИТ-продукта». На данном семинаре демонстрировались фрагменты готовых ИТ-разработок (например, на основе [1,7,9]), рассказывалось об этапах их создания. В данном случае акмеологическое воздействие было направлено на начало формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности и продукту своего труда.
«ИТ-успех». На этом семинаре опытные ИТ-специалисты рассказывали о первых, созданных ими ИТ-продуктах, о сложностях, связанных с началом самостоятельной работы, о преодолении трудностей. Акмеологическое воздействие было направлено на начало формирования ценностей самоуважения, общественного признания, самоактуализации и самореализации.
Прохождение второго этапа формирования профессионально-ценностных ориентаций (этап приобщения к профессионально-значимым ценностям) осуществлялось с использованием акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, в рамках проведения лекций вдвоем, решения профессионально-направленных задач основных видов деятельности ИТ-специалистов, а именно: организационно-управленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная деятельность.
В целях приобщения к профессионально-значимым ценностям будущего конкурентоспособного ИТ-специалиста мы выбирали те задачи, которые, во-первых, вызывают профессиональный интерес, что значимо для формирования ценностей, связанных с социальным и профессиональным самоутверждением; во-вторых, носят творческий характер самостоятельной исследовательской деятельности, ориентирующих личность на саморазвитие и самоактуализацию; в-третьих, имеют состязательный и игровой элемент в проведении занятий, что является необходимым для формирования ценностей общественного признания; в-четвертых, оказывают эмоциональное воздействие, так как в условиях проблемности содержания задачи, творческого характера и состязательности происходит формирование ценностей, ориентирующих личность на самореализацию.
В рамках решения профессионально-направленных задач мы использовали инструктирование как метод акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, способствующего приобщению к профессионально-значимым ценностям конкурентоспособного ИТ-специалиста и оценке собственных возможностей участия в том или ином качестве в будущей профессиональной деятельности.
Презентация результатов выполнения таких задач, всеобщее обсуждение путей их решения, указание на связь с теоретическим материалом, участие в конференциях позволяют реализовать такие методы акмеологического воздействия, как аргументирование и информирование. Это неизбежно ведет к началу интериоризации профессионально-значимых ценностей, а значит, закладывает основу прохождению третьего этапа формирования профессиональных ценностных ориентаций (этапа погружения в систему профессионально-значимых ценностей).
Для повышения эффективности формирования профессионально-ценностных ориентаций в квазипрофессиональной деятельности мы рекомендуем использование имитационных методов. Для этого предлагалось множество задач одного уровня и сложности, но различных предметных областей. При использовании имитационных методов на поисково-преобразующем этапе в целях погружения в систему профессионально-значимых ценностей велось индивидуальное усложнение задач в направлении, вызывающем профессиональный интерес у конкретного студента, а при коллективной работе учитывались личные особенности студентов и их интересы при распределении ролей. Таким образом, на данном этапе преобладающими методами акмеологического воздействия, направленного на личностное осмысление выбранной профессии, являются информирование и стимулирование. При использовании имитационных методов стимулирование осуществлялось как напрямую преподавателем, так и опосредованно самой моделируемой профессиональной средой, ставящей перед студентом необходимость постоянной работы по саморазвитию самоактуализации и самореализации и соответствующих ценностей.
Использование активных имитационных и неимитационных методов приводит к изменению системы контроля. В качестве последней мы использовали рейтинговую систему оценки успеваемости, которая позволяет учитывать всю активную деятельность студентов, связанную с приобретением знаний, умений и навыков, а также каждое положительное или отрицательное действие обучаемого. Критерии оценки остаются открытыми для студентов, что также проявляется в стимулирующем воздействии при формировании профессионально-ценностных ориентаций. Управляя учебно-познавательной деятельностью студентов за счет открытости структуры и динамики рейтинговых параметров, данная система оценки успеваемости позволяет использовать такой метод акмеологического воздействия, как информирование о достижениях, результатом которого является соперничество и стремление к самоуважению и самовыражению.
На данном этапе важным является акцентуализация на организационных аспектах будущей профессиональной деятельности. В этих целях для студентов четвертого курса в рамках внеаудиторных работ нами проводились семинары с участием специалистов (из числа выпускников факультета информатики), имеющих опыт участия в проектах по описанию и оптимизации бизнес-процессов, а также консультанты в области психологии межличностных взаимоотношений. Данные семинары были посвящены следующим темам:
• «Механизмы координации участников проекта»;
• «Механизмы управления длительностью реализации проекта: методология «полного» описания бизнес-процессов»;
• «Использование механизма «локальных проектов» по улучшениям» в рамках оптимизации бизнес-процессов, специфика организации и работы малых проектных групп»;
• «Конфликты в ходе организации и реализации проекта: причины, алгоритмы решения»;
• «Типовые ошибки на этапе описания и оптимизации бизнес-процессов».
Для студентов четвертого курса специальности «Прикладная информатика» был проведен мастер-класс специалистами ЗАО «Корпоративные информационные системы» на тему: «Применение ГОСТ 34 при создании автоматизированных систем», задачами которого являлось:
• дать представление о понятии «идеального» (с точки зрения стороннего эксперта и заказчика) технического задания на создание автоматизированной системы;
• показать методики заполнения разделов технического задания;
• показать способы оптимизации объема технического задания до необходимого и достаточного состава требований, при котором создаваемая автоматизированная система будет принята заказчиком.
В качестве основных дидактических средств использовались технические задания и модели бизнес процессов реальных проектов.
Актуализация ценностей неразрывно связана с осуществлением учебно-производственной деятельности на практике. Формирование профессионально-ценностных ориентаций на данном этапе осуществлялось с особым вниманием к сложившейся системе ценностных представлений и ориентаций, а также личностных ожиданий в связи с предстоящим участием в деятельности организации. Такая работа со студентами до и во время практики со стороны преподавателей осуществлялась в форме индивидуальных и групповых консультаций. От результата анализа ценностей и предпочтений студентов зависит эффективность акмеологического воздействия со стороны руководителя практики от организации, что позволяет свести к минимуму возникновение нежелательных защитных реакций у будущих ИТ-специалистов при актуализации профессиональных ценностей.
Экспериментальная работа позволила нам выработать следующие рекомендации по формированию профессиональных ценностных путем поэтапного вовлечения студентов в квазипрофессиональную деятельность: применение акмеологического воздействия должно носить непрерывный характер на всех этапах развития конкурентоспособности; методы акмеологического воздействия, средства и формы необходимо подбирать в соответствии с этапом формирования профессиональных ценностных ориентаций;для преодоления защитных реакций студентов от акмеологического воздействия мы считаем необходимым привлечение представителей ИТ-профессий.
Библиографическая ссылка
Курзаева Л.В. К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 307-311;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10988 (дата обращения: 22.12.2024).