Научно-технический прогресс определяет все новые задачи повышения качества преподавания в Высшей школе, в частности в вузах медицинского профиля. Как известно, базовыми фундаментальными дисциплинами, определяющими современный уровень преподавания актуальных проблем биологии и медицины, являются такие дисциплины как биология, анатомия, нормальная физиология, биохимия, гистология.
Особое место среди теоретических дисциплин занимает нормальная и патологическая физиология. Физиология человека изучает общие закономерности взаимодействия функциональных систем в условиях нормы, в то время как патологическая физиология устанавливает механизмы формирования функциональных взаимосвязей в больном организме. Основу болезней различной этиологии, как известно, составляют такие типовые патологические процессы, как воспаление, лихорадка, шок, канцерогенез, аллергия.
Изучение основных положений общей и органной патофизиологии возможно лишь на основе прочих знаний по нормальной физиологии.
Физиология человека определяет возможность сравнительной оценки многих метаболических и функциональных показателей в условиях нормы и патологии при последующем изучении не только патологической физиологии, но и клинических дисциплин.
Длительное время за рубежом и в нашей стране общие закономерности нарушения структуры и функций различных органов и систем изучались в процессе усвоения дисциплин «общая патология» или «патология». Лишь в 1924 по ходатайству профессоров А.А. Богомольца и С.С. Халатова название предмета было переименовано в патологическую физиологию. Одновременно были сформулированы цель и задачи предмета.
За последующие десятилетия патологическая физиология расширила объем информации по всем разделам дисциплины на молекулярно-клеточном, органном, системном уровнях, в частности по этиологии и патогенезу таких типовых патологических процессов и состояний, как воспаление, лихорадка, гипоксия, шок, иммунопатология, аллергия, сердечная, дыхательная, почечная недостаточности и другие.
Одной из общих закономерностей развития заболеваний инфекционной, аллергической, онкологической природы является формирование синдрома системного воспалительного ответа, представление о котором значительно дополнено в последние годы. Постоянно обновляются сведения о характере и механизмах развития аллергических реакций гуморального и клеточного типов, роли различных суб-суб-популяций Т-лимфоцитов-хелперов, киллеров, В-лимфоцитов в развитии защитно-приспособительных реакций.
Патологическая физиология изучает и современные концепции канцерогенеза согласно которым в основе малигнизации клеток лежат не только процессы экспрессии протоонкогенов, но и подавление активности супрессирующих генов и генов апоптоза.
Работами Саратовских патофизиологов, врачей-онкологов, хирургов установлена важная роль системных паранеопластических расстройств, в частности развития иммунодефицитного состояния, в нарушениях элиминации опухолевых клеток.
Наметившаяся в последние годы тенденция замены предмета патологической физиологии предметом «Общая патология», имеет лишь отрицательное значение в связи с различным методическим подходом в оценке характера и механизмов нарушений структуры и функции органов и систем, а также большим объемом информации по тому и другому предметам.
Функциональные изменения, изучаемые в патофизиологии, как правило, чрезвычайно динамичны, причем, в процессе развития патологии происходят изменения причинно-следственных отношений, появляются новые звенья патогенеза, определяющие симптоматику болезни, степень тяжести ее развития, исход.
Достаточно часто исход болезни не является следствием инициирующих механизмов развития патологии, а возникает в связи с прогрессирующим развитием типовых патологических процессов и свойственных им метаболических расстройств: некомпенсированных ацидозов или алкалозов, ДВС-синдрома, тромбозов, эмболии, кровотечений, кровоизлияний, развития реакций дезадаптаций при стрессе.
Патоморфология, составляющая основу дисциплины “Общая патология” более статичная, консервативная наука, не отражающая динамики функциональных изменений при заболеваниях.
В связи с вышеизложенным необходимо дальнейшие развитие физиологии, патофизиологии, и патологической анатомии как самостоятельных дисциплин в медицинских Вузах.
Патофизиология создает прочную основу для разработки патогенетически обоснованных методов диагностики и комплексной терапии болезней различной этиологии.
В свою очередь усвоение студентами содержания патологической физиологии возможно лишь на базе прочных знаний анатомии, физиологии, биохимии, гистологии, достигаемых лишь в процессе систематизированной интеграции преподавания, формирующей преемственность знаний.
Необходимо шире внедрять в процесс обучения студентов на старших курсах дисциплины «Клинической физиологии», «Клинической патофизиологии», что обеспечит прочные знания этиологии, патогенеза различных заболеваний на основе общих закономерностей реакций функциональных систем в условиях нормы и типовых реакций дезадаптации при патологии.
Библиографическая ссылка
Чеснокова Н.П., Понукалина Е.В., Полутова Н.В., Бизенкова М.Н. ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ – КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 135-136;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11093 (дата обращения: 23.11.2024).