Проблема повышения качества оказания медицинской помощи инициирует современные научные исследования профессиональной группы врачей, как непосредственного исполнителя медицинских услуг, целью разработки мероприятий по оптимизации кадровой политики в здравоохранении. Проведенное нами исследование влияния соматического и психоэмоциального статуса на реализацию профессиональной роли врача позволило обосновать целесообразность профессионального отбора для абитуриентов, выбравших медицинские специальности лечебного профиля. Проведение профессионального отбора востребовано также модернизацией тактики вступительных экзаменов – по результатам ЕГЭ. Учитывая, что на момент поступления в вуз значительная часть абитуриентов имеет невыраженную мотивацию на будущую профессиональную деятельность и несформировавшиеся окончательно жизненные перспективные планы, профессиональный отбор должен носить общий характер, направленный на оценку, в первую очередь, социальных установок и ценностей; социально значимых для реализации профессиональной роли врача личностных свойств; социальную диагностику уровня готовности абитуриента к профессиональной деятельности в системе «субъект-субъектных» отношений, насыщенной социальными интеракциями с больными.
Кроме того, профессиональный отбор должен предусматривать и элементы оценки уровня соматического здоровья, низкий уровень которого не только осложнит профессиональную реализацию, но может привести к ухудшению соматического здоровья, обуславливать низкую толерантность к профессиональным стрессорам, снижение качества жизни в процессе профессионализации.
Необходимым условием интеграции в систему высшего медицинского образования профессионального отбора является не только специальное нормативное сопровождение, но и его предварительная этическая экспертиза. Для последней достаточным инструментарием являются нормы (принципы) Всеобщей декларации по биоэтике и правам человека» (ЮНЕСКО, 2005). В частности, необходимо соблюдать нормы конфиденциальности, содержащиеся в принципе «Право на частную жизнь и ее неприкосновенность», который отражает неотъемлемое право человека и относится к группе естественных прав человека.
Библиографическая ссылка
Доника А.Д. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: БИОЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-1. – С. 49-49;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11212 (дата обращения: 21.12.2024).