Кровеносная система обладает средствами самоадаптации, наименее изученными в микроциркуляторном русле (МЦР) (Куприянов В.В., 1969). По моим данным, в составе не каждого микрорайона МЦР брыжейки определяются периваскулярные лимфоидные узелки (ПВЛУ). Их число, размеры, форма, строение и топография очень вариабельны. ПВЛУ могут быть в большом числе рассеяны по всему микрорайону, не приближаясь к его контуру, или, напротив, сосредоточены вокруг коллатералей контурного пучка. Мелкие ПВЛУ определяются в центре микрорайона МЦР, наиболее крупные – на его периферии. ПВЛУ находится между терминальной артериолой (диаметр 20–30 мкм) и собирательной венулой (диаметр 30–50 мкм), вокруг их ветвей и корней, т.е. на территории типичного модуля МЦР открытого типа и вместе с его микрососудами составляет комплексный («иммунный») модуль. При длительной антигенной стимуляции вокруг венул формируются скопления лимфоцитов, они сгущаются с образованием ПВЛУ. Путями притока макрофагов и лимфоцитов в ПВЛУ становятся посткапиллярные венулы. Стенка кровеносных капилляров тоньше, но они имеют узкий просвет. В случае необходимости быстрого притока большого числа лимфоцитов они могут поступать в венулу по артериоло-венулярному анастомозу. При воздействии экстремальных факторов в физиологических условиях включением ПВЛУ в состав МЦР обеспечивается дополнительный механизм адаптации МЦР. Посткапиллярные венулы являются источником лимфоцитов ПВЛУ, где они могут размножаться при антигенной стимуляции. Трансмуральная эмиграция лимфоцитов обусловливает утолщение эндотелия посткапиллярной венулы, а увеличение притока крови к формирующемуся ПВЛУ приводит к локальному росту и магистрализации МЦР, превращению посткапиллярной венулы в собирательную, росту ПВЛУ вокруг последней и ее притоков. Поэтому морфогенез ПВЛУ выглядит как результат повышения функциональной нагрузки на МЦР и его адекватной перестройки.
Библиографическая ссылка
Петренко В.М. ЛИМФОИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ САМОАДАПТАЦИИ МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОГО РУСЛА БРЫЖЕЙКИ ТОНКОЙ КИШКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3-2. – С. 194-194;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11289 (дата обращения: 21.12.2024).