Видеоэндохирургические вмешательства выполняются большинством врачей хирургического профиля – травматологами, урологами, торакальными и общими хирургами, гинекологами, нейрохирургами. По всем этим специальностям в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского осуществляется набор в ординатуру, но чтобы квалифицированного специалиста, готового в соответствии с новыми правилами аккредитации продемонстрировать навыки выполнения хотя бы основных хирургических вмешательств, необходимо создать условия для отработки навыков владения эндоскопическими инструментами и выполнения определенного перечня эндоскопических операций по специальности.
На кафедрах хирургического профиля СГМУ уже несколько лет работает многоуровневая система подготовки ординаторов по эндоскопической хирургии. На кафедре факультетской хирургии и онкологии возможна видеотрансляция операций в лекционную аудиторию на 140 посадочных мест с возможностью двухсторонней коммуникации, но обычно операционная бригада выключена из текущего разбора операции. Первым этапом практической подготовки ординаторов является их присутствие вместе с курирующим преподавателем на удаленной видеотрансляции эндоскопических вмешательств с активным обсуждением и подробным пошаговым разбором хода операции, возможных опасностей и осложнений и мер по их профилактике [1, 2, 3, 5].
Вторым этапом является работа в тренинговом центре кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии СГМУ, где для освоения практических навыков владения эндоскопическими инструментами на эндоскопических стойках используются наборы не только учебных пластифицированных препаратов, но и биологический материал. Логичным завершением второго этапа обучения стало уже традиционное проведение внутривузовской олимпиады по хирургии среди интернов и ординаторов, где одним из конкурсов является выполнение в зависимости от специальности какой-либо эндоскопической манипуляции.
Только после тщательной теоретической и практической подготовки возможен доступ обучающихся к третьему заключительному этапу обучения – непосредственному присутствию и по возможности участию в эндоскопических вмешательствах. Из-за большого количества ординаторов обеспечить индивидуальную работу каждого обучающегося в условиях одной клиники не всегда представляется возможным, поэтому к обучению мы подключаем на договорной основе другие лечебно-профилактические учреждения, в том числе и частные клиники [4]. В клиниках имеется возможность для организации показательных операций для ординаторов и проведения их подробного анализа на высоком учебно-методическом уровне, поскольку занятия проводят сотрудники кафедры – практикующие хирурги.
Выстроенная подобным образом система подготовки ординаторов по одному из разделов учебного плана дает ощутимый положительный результат – на протяжении последних лет наши ординаторы занимают призовые места на всероссийской олимпиаде по эндоскопическим вмешательствам для интернов, ординаторов и молодых специалистов и более уверенно приступают к самостоятельной хирургической деятельности.
Библиографическая ссылка
Вертянкин С.В., Якубенко В.В., Веретенников С.И., Иваненко И.Л., Калинычева А.Е. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОРДИНАТОРОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 30-30;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11322 (дата обращения: 23.11.2024).