Включение России в мировые тенденции становления инновационной экономики и объективная необходимость ускорения технологического развития страны, определили переход к новым экономическим моделям с задействованием новых факторов инновационного развития страны. Возникает необходимость территориальной дифференциации и идентификации территорий, которые могут стать ключевыми территориями, обладающими наивысшим потенциалом развития, кумулятивной результативностью территориального взаимодействия, стимулирующими региональное развитие и снижающими уровень экономически диспропорций. В числе законодательных новаций конца 2014 года, принципиально важных для социально-экономического развития страны следует назвать Федеральный закон № 473 от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ТОР) [1]. Закон предполагает формирование особых территорий, так называемых экономических «локомотивов». Сущность инновационной деятельности в системе регионального управления определяет необходимость процессного подхода к управлению инновационным развитием региона. К. Павитт [2] определяет инновационный процесс как взаимосвязанные процессы создание новых знаний (нововведение); превращение знаний в продукт, систему, процесс или услугу; диффузию новых знаний, реализацию инноваций.
Механизм управления инновационными процессами с учетом инфраструктуры ТОР представляет собой систему взаимодействия функциональных компонентов и определенную последовательность этапов формирования региональных способностей изменения приоритетов, обеспечение непрерывного инновационного развития и лидирующей инновационной позиции региона – инновационных преимуществ региона (ИПР). Механизм включает следующие процессы: создание условий (обеспечивающая функция), воспроизводство, сохранение ИПР; взаимосвязи компонентов системы ИПР. Включает инфраструктурный, инструментальный, компетентностный и технологической составляющей. Механизм формирования ИПР состоит из следующих компонентов: инфраструктурной, инструментальной, компетентностной и технологической составляющей. Механизм формирования ИПР включает последовательность этапов формирования ИПР и функций: создание условий (обеспечивающая функция), воспроизводство, сохранение ИПР; взаимосвязи компонентов системы ИПР.
Обеспечивающая функция механизма формирования ИПР реализуется на первом этапе процесса формирования ИПР. Определяется промышленный, ресурсный, природно-климатический потенциал региона, идентифицируются недостающие инфраструктурные элементы, задействованные в инновационном развитии региона.
Результаты управления инновационными процессами на территориях опережающего развития на основе внедряемого механизма включают следующие эффекты:
• повышение эффективности и результативности инновационной деятельности в региональных социально-экономических системах, определение технологических и отраслевых приоритетов развития региона;
• высокий уровень владения компетенциями и сокращение диапазона их разброса, дефицита компетенций участников инновационной деятельности в системе «инновационный предприниматель-инновационный руководитель», включающей взаимодействие инициаторов внедрения новых технологических, организационных, маркетинговых решений с руководящими кадрами, представляющими органы исполнительной власти, организации государственной и частной инфраструктуры поддержки предпринимательской и инновационной деятельности региона;
• повышение эффективности функционирования объектов инновационной инфраструктуры и поддержки предпринимательской деятельности в регионе на основе усиления коллаборативного взаимодействия и сетевых, кластерных организационных форм с участием государства и предпринимательских структур;
• максимальное использование высокого инвестиционного и инновационного потенциала, обеспечение ускоренного социально-экономического роста территорий опережающего развития, повышение эффективности использования ресурсного потенциала региона.
Библиографическая ссылка
Сумина Е.В. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-1. – С. 46-46;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11331 (дата обращения: 23.11.2024).