Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ КООПЕРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ

Безруких Д.В. 1 Батукова Л.Р. 2
1 ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России
2 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
1. Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. Инновационная модернизация социально-экономической системы региона: совершенствование кластерной политики в условиях глобализации / Г.Я. Белякова, Л.Р. Батукова // Корпоративные Финансы. 2012. – № 3 (23). – С. 44–54.
2. Белякова Г.Я., Безруких Д.В. Кластерный подход к организации промышленного производства: история становления и современные особенности/ Г.Я. Белякова, Д.В. Безруких // Фундаментальные исследования. 2015. – № 9 (часть 3). – С. 536.
3. Безруких Д.В. Оценка эффективности развития инновационного кластера на промплощадке ЗАТО Железногорск Красноярского края / Д.В. Безруких; Сибирский фед. ун-т. – Красноярск, 2016. – 180 с.
4. Безруких Д.В., Карпов В.И. Экономические аспекты внешней и деловой среды. Материалы VI Международной научно-практической конференции Логистические системы в глобальной экономике Красноярск, 2016. – С. 72–74.
5. Медведев В.В., Белякова Г.Я. Стратегия развития ЗАТО г. Железногорск / В.В, Медведев, Г.Я. Белякова // Современные проблемы экономического и социального развития. 2011. – № 7. – С. 230–233.

В рыночной экономике для повышения эффективности производственных отношений, традиционно, используют два рычага: специализацию и кооперацию. Под специализацией понимается сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции. Специализация дополняется кооперацией, которая реализуется через сотрудничество различных, участвующих в процессе труда групп людей, совместно участвующих во взаимосвязанных трудовых процессах.

Рациональное сочетание специализации и кооперации при организации производственных процессов закладывает основы оптимизации деловой среды производственной компании.

Деловая среда является частью внешней среды компании и составляет непосредственное ее окружение. Однако, в отличие от внешней среды в целом, деловая среда является специфичной для каждой компании и во многом определяет эффективность деятельности последней. Деловая среда формируется в процессе функционирования и развития компании и зависит от того в какой сфере данная компания работает и какую организационно-правовую форму имеет. Границы деловой среды размыты, так как деловая среда состоит из множества параметров, изменяющихся в ходе функционирования компании (рис. 1).

На практике деловая среда, с одной стороны, формируется компанией, с другой – является следствием влияния объективных, независящих от компании условий. Поэтому в настоящее время важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия является целенаправленное формирование деловой среды, что предполагает её рассмотрение как объекта управленческой деятельности и даже специфического, синтетического контрагента. В контексте предложенного видения компания должна стремиться сформировать такую деловую среду, которая бы позволила ей иметь наибольшую устойчивость на рынке и наилучшие перспективы развития.

bezr1.wmf

Рис. 1. Границы деловой среды

В связи с этим компанией должны быть сформированы такие механизмы управления, которые при помощи оптимизации выбора потребителей продукции и услуг, поставщиков материальных и природных ресурсов, финансовых организаций, транспортных организаций, консалтинговых фирм, страховых компаний и т.д., то есть при помощи оптимизации деловой среды, позволят достигать наилучших стратегических и финансовых результатов [4, С.73].

В процессе своего развития компании стремятся расширять и всячески совершенствовать свою деловую среду, вследствие чего, при правильно подобранных мерах и благоприятных внешних условиях, круг потребителей, поставщиков, партнёров увеличивается, а также идёт улучшение имиджа, бренда предприятия. Когда экономический рост замедляется необходимо переформатирование деловой среды. Большую роль и в том и в другом случае для формирования деловой среды компании будут играть факторы, усиливающие кооперационные связи.

В настоящее время в качестве содействия усилиям бизнеса в области создания дружественной, поддерживающей деловой среды государством и крупными, в том числе транснациональными компаниями, активно используется поддержка кластерного развития экономических территорий. Кооперационные связи компаний должны учитываться при формировании структуры и институтов кластера. Кластеры позволяют более эффективно реализовывать принципы как отраслевого, так и регионального объединения участников, включая вертикальные кооперационные связи между разнородными организациями, кооперацию в области инновационных процессов [3, С.5]. Большое влияние на эффективность кластера оказывает уровень эластичности кооперационных связей.

Таким образом, в настоящее время кластеры можно рассматривать, как особую часть деловой среды, позволяющую принципиально, критически повысить эффективность компании. Компании становятся резидентами кластера, когда появляется необходимость организовать «особые» отношения с определенной частью своей деловой среды, например с поставщиками, с конкурентами и т.д. [5].

Территориальная модель кластера инновационных технологий ЗАТО Железногорск Красноярского края представлена на рис. 2.

bezr2.tiff

Рис. 2. Территориальная модель кластера инновационных технологий ЗАТО Железногорск Красноярского края

bezr3.wmf

Рис. 3. Классификация инструментов материального стимулирования работников предприятия

Если кластер выполняет свои функции, то это позволяет каждому его участнику существенно снизить свои риски и эволюционно развиваться в условиях всё более жестких требований со стороны мирового рынка к процессам инновационного обновления. Инновационное обновление может идти только при условии обновления деловой среды, ее кооперационных связей, а значит необходимо соответствующее развитие кластеров.

Специфика перехода промышленного сектора экономики на кластерную организацию состоит в том, что, как показывает практика, может быть сформировано большое разнообразие различных видов кластеров. Это значит, в каждом конкретном случае возникает проблема выбора направления развития кластерного образования, наилучшим образом поддерживающего именно данное направление.

Резидентами кластера могут быть не все желающие компании, а компаниями определенных отраслей хозяйствования, тесное кооперационное взаимодействие способно обеспечить наибольшие инновационные и экономические эффекты. Поэтому, кластерная организация должна опираться на принципы [1]:

1. Включение в состав кластера компаний, относящихся к различным, но дополняющим друг друга отраслям (комплиментарным).

2. Единое продвижение продукции компаний кластера, в рамках дополняющих друг друга рыночных сегментов.

3. Особый акцент на формирование эффективных кооперационных связей между ключевыми участниками кластера.

В целях повышения эффективности кооперационных связей в кластере необходимо развивать инструменты их стимулирования. Стимулирующие воздействия могут быть материальными и моральными. В настоящей статье мы рассматриваем только материальное стимулирование и только в отношении работников фирм, поскольку оно содержит большой потенциал активизации инновационного обновления компании.

В целом идея состоит в том, что фонд оплаты труда сотрудников работающих в кластере компаний и их индивидуальная заработная плата должны быть привязаны к уровню их личной эффективности в использовании кооперационных связей. Данная привязка должна сопровождаться соответствующими возможностями – т.е. повышенной степенью свободы сотрудников в использовании кооперационных связей.

Такой подход даст возможность наиболее полно использовать как потенциал кооперационных связей кластера, так и потенциал собственно работников для системного инновационного обновления компании.

Причем инновационное обновление даст импульс формированию компаниями возможности иметь повышенный доход (на основе прибыли выше средней) на вложенный капитал, а дополнительная прибыль будет использоваться для материального стимулирования работников. Т.е. это дает возможность смоделировать цикл поддержки инновационного развития компании кластера [2].

Классификация инструментов материального стимулирования работников на предприятии представлена на рис. 3.

Эффективность применения инструментов материального стимулирования работников предприятия зависит от состава резидентов кластера. При формировании кластера большое значение должно придаваться выбору резидентов, которыми могут являться не все желающие предприятия, а предприятия определенных отраслей, кооперационное взаимодействие которых будет способствовать инновационному и инвестиционному развитию. При формировании современного кластера должно быть учтено, что большинство участников не должны являться прямыми конкурентами, но при этом обладать общими потребностями и иметь общие барьеры развития.

При стимулировании кооперационных связей большое значение должно уделяться информационной экономике, поскольку информационная экономика увеличивает эффективность использования таких экономических ресурсов как труд и предприимчивость.


Библиографическая ссылка

Безруких Д.В., Батукова Л.Р. ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ КООПЕРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 147-151;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11463 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674