Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Хачак З.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»
Предпринимательская деятельность и все, что ей сопутствует, является одной из самых часто обсуждаемых на российской и международной арене экономических дискуссий. Обосновано это тем, что на сегодняшний день только государство с развитой и сильной экономикой способно выдержать конкурентную борьбу с другими государствами, и отстоять свою независимость перед сильными державами мира. В нашей стране разработано немало законов, указов, распоряжений, регулирующих вопросы осуществления предпринимательства. Довольно часто проводятся различного рода экономические форумы и встречи ведущих представителей бизнеса по вопросам предпринимательства, на которых обсуждаются наболевшие темы по вопросам не только крупного, но и малого и среднего бизнеса. В данной научной статье раскрываются вопросы правового регулирования малого и среднего предпринимательства.
малое и среднее предпринимательство
экономика России
правовое регулирование
Президент РФ
Правительство РФ
1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства / Учебное пособие. – Чита, 2013.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ (по состоянию на 25 октября 2016 г.). – М.: Проспект, 2016. – 213 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года и изменениям на 2016 год). – М.: Эксмо, 2016. – Актуальное законодательство.
4. Михневич А.В., Гриценко А.В. Утерянная возможность гарантировать restitutio in integrum или напоминание Совету Европы о суверенитете России? // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3 (часть 2).
5. Михневич А.В., Кучеренко Д. Понятие и правовая природа теории lex mercatoria // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». – 2017. –Т. 5. № 3. – С. 156.
6. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Новостная лента. URL: http://government.ru (дата обращения: 14.03.2017).
7. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 14.03.2017).
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.03.2017). Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 06.03.2017).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).
10. Российская газета RG.RU. Столичный выпуск № 6644(73). URL: https://rg.ru (дата обращения: 14.03.2017).
11. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).
12. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 № 198-ФЗ / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).
13. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 12.03.2017).

Малое и среднее предпринимательство является одной из важных сфер современной рыночной экономики. Об этом сказал и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями малого и среднего предпринимательства, которое состоялось 7 сентября 2016 года в г. Улан-Удэ. По его мнению, сектор малого и среднего предпринимательства является фундаментом для развития экономики страны [6]. Развитие сферы предпринимательства способствует увеличению среднего класса, что в свою очередь формирует гражданское и демократическое общество, которое будет благотворно влиять на укрепление страны. Представители среднего класса должны иметь предопределенный уровень дохода, который позволит исполнить не только свои цели, но и жизненный социальный стандарт. Это люди, владеющие собственностью и обладающие определенными рамками поведения, что позволяет влиять на общественные процессы. Чем многочисленнее этот класс, тем устойчивее стоит на ногах малое и среднее предпринимательство.

В 2015 году прошло заседание Государственного совета в Кремле, где Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении призвал поддержать предпринимателей. Президент в этом выступлении затронул одну из ключевых проблем предпринимательства. Специфика этой проблемы в том, что стимулы для создания дела минимальны, их перевешивают риски и преграды [10]. Действительно, существует ряд преград, которые мешают развитию малого и среднего предпринимательства. Что же именно мешает малому и среднему предпринимательству устойчиво существовать? Основными проблемами являются проблемы незащищенности данной сферы, кредитная необеспеченность, трудности в регистрации своего бизнеса, нехватка начального капитала, низкая квалификация сотрудников, минимальное количество помещений для реализации своей деятельности, дорогое оборудование и т.д.

Следует отметить и другие значимые проблемы, препятствующие развитию предпринимательства (малого и среднего), это:

– несовершенное законодательство в области малого и среднего бизнеса: недостаточно нормативной базы для деятельности предпринимательства;

– несовершенное налогообложение предприятий. Эту проблему государство пытается преодолеть. Так, например, 31 декабря 2001 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [12].

Необходимо изучить правовую базу в сфере малого и среднего предпринимательства, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого субъекта экономики.

Существует множество разных определений малого и среднего предпринимательства. Одно из них определил В.Ю. Буров. Он рассматривает малый и средний бизнес как «явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета» [1].

По состоянию на 1 августа 2016 года в России было зарегистрировано всего 5 523 765 предприятий малого и среднего бизнеса. Из них юридических лиц – 2 594 355 предприятий, индивидуальных предпринимателей – 2 929 410 предприятий. Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации составляет 7 944,2 тысяч человек [8].

Юридический институт предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации [3], согласно которой в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

В правовом регламентировании малого и среднего предпринимательства ключевое значение имеет Гражданский кодекс РФ [2]. В ст. 2 сформулировано понятие предпринимательской деятельности – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке, а в ст. 23 зафиксирована предпринимательская деятельность гражданина. В главе 4 определено понятие юридического лица, виды коммерческих и некоммерческих организаций.

Одним из фундаментальных законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [13] (далее – ФЗ № 209-ФЗ). В этом законе сформулированы основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, специфика правового регулирования в этой области.

Государство всемерно поддерживает малое и среднее предпринимательство, и часть государственной экономической политики ориентирована на их развитие, что представляет собой «совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» [13]. Государство стремится к совершенствованию и количественному увеличению предпринимательства (малого и среднего). А для этого необходимо обеспечить благоприятные условия, конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства.

К числу нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы развития предпринимательства, относятся также подзаконные акты. Одним из таких актов является Указ Президента РФ. Так, в 2015 году главной новостью в сфере предпринимательства стало опубликование Указа Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [11]. Согласно этому указу было принято предложение Правительства РФ о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса путем переименования Агентства кредитных гарантий. Основной целью создания Корпорации является оказание помощи малому и среднему предпринимательству, привлечение инвестиций для динамичного развития предпринимательства, усовершенствование методов поддержки предпринимателей и т.д.

Для активного развития малого и среднего бизнеса требуется соответствующая помощь государства. В п. 1 ст. 16 ФЗ № 209-ФЗ в качестве форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены финансовая (помощь субъектам малого и среднего предпринимательства за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципалитетов), имущественная (продажа или предоставление имущества на льготных условиях субъектам предпринимательства), информационная (в области рекламной деятельности, помощь во внешнеэкономической деятельности, то есть в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров), консультационная (создание таких организаций, которые оказывают консультационные услуги) поддержки субъектов и организаций.

Для динамичного роста малого и среднего предпринимательства государство на конкретный период времени ставит перед собой задачи, которые необходимо выполнить. Например, Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года» [9]. Стратегия представляет собой документ стратегического плана для развития предпринимательства. Эта Стратегия значится фундаментом для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, которые содержат мероприятия, ориентируемые на развитие предпринимательства (малого и среднего). Целью Стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, улучшить отраслевые структуры экономики, а с другой стороны, – обеспечить стабильный уровень занятости.

Таким образом, нормативно-правовая база в сфере малого и среднего предпринимательства особо еще не развита. Требуется аналитическая работа, модернизация уже изданных нормативно-правовых актов, ну и конечно, издания новых законов для прогрессивного развития этой сферы экономики. Требуется достичь такого уровня развития предпринимательства, как в большинстве развитых стран. К сожалению, этот процесс отличается «крайней «неповоротливостью» законодательной системы: чтобы закон обрел силу обязательного неукоснительного регулятора, он должен быть не только грамотно прописан, но еще и пройти определенную процедуру своего принятия и вступления в юридическую силу» [5]. На Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес – национальная идея?», который проходил в январе 2016 года в городе Москва, обсуждались основные направления дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства. На форуме выступил и Президент РФ Владимир Путин. Согласно выступлению, можно сделать вывод, что для стабильности бизнеса и для большего количества инициативно мыслящих людей в этой сфере, необходимо устранить как можно больше мелких ограничений и преград [7]. Российская Федерация представляет собой развитое правовое государство, наделенное суверенитетом и иммунитетом, способное принимать высокие по своему «духу» нормы права [4]. Хочется еще раз отметить, что малое и среднее предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики.


Библиографическая ссылка

Хачак З.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 117-119;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11680 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674