Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

Абрамова Н.С. 1 Гладкова М.Н. 1 Гладков А.В. 1 Кутепов М.М. 1 Трутанова А.В. 2
1 ФГКВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»
2 ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Статья рассматривает процесс построения грамотной организации проектной деятельности студентов на каждом этапе в электронном обучении. Освещаются задачи и компоненты проектной деятельности для определения лучшей траектории ее построения. В статье подробно освещены все этапы выполнения проектной работы: выбор темы, планирование и структурирование содержательной части, сбор информации, критическая переработка, компиляция, защита результатов исследовательской деятельности, а также этап рефлексии, где обучающиеся оценивают собственную деятельность. На протяжении всей работы студенты активно используют инструменты электронной системы обучения Moodle, например, вебинар, Viki, электронная доска, «голосование», ссылки на полезные Web-сайты, которые предварительно были отобраны преподавателем. Вебинар выступает ключевым инструментом, содержащим все необходимое для подготовки к защите проекта, а также позволяет расширить аудиторию слушателей.
проектная деятельность
электронное обучение
вебинар
Viki
Moodle
1. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения провокационной идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе // Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. – С. 139–141.
2. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №   4 (часть 4).
3. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения / О.И. Ваганова, О.Е. Ермакова // Вестник Мининского университета. – 2015. – №  3 (11). – С. 14. [Электронный ресурс]. – URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2015–3 (дата обращения: 10.04.2017).
4. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза / А.В. Гладков: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08. – Н. Новгород, 2006. – 147 с.
5. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 2 (15). – С. 31–34.
6. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. – С. 24–27.
7. Забелина H.A. Применение метода проектов для формирования профессионально значимых качеств студентов-информатиков // Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2014». [Электронный ресурс]. – URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=3670 (дата обращения: 10.04.2017).
8. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций // Современные тенденции технолого-экономического образования. – Н. Новгород. – 2014. – С. 32–39.
9. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, №  3 (16). – С. 68–71.
10. Кутепов М.М. Технология формирования профессионально-педагогических умений у будущих преподавателей физической культуры: Монография. – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 114 с.
11. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально важные качества личности специалиста в области ЖКХ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2013. – №  1 (5). – С. 261–264. 
12. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2003. – 163 с.
13. Гладков А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Н.Новгород, 2006. 
14. Маркова С.М., Гладкова М.Н. Реализация образовательного процесса в детском доме-интернате: монография / Федеральное агентство по образованию РФ. ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», Российский гуманитарный научный фонд. – Нижний Новгород, 2008.
15. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. – 2015. – №  3 (11). – С. 14.
16. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. – С. 30–33. 
17. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу // Инновации и инвестиции. – 2015. – №  8. 
18. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2002. – 182 с.
19. Плеханова М.В. Проектная деятельность студентов в условиях электронной информационно-образовательной среды в процессе изучения иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 7–2 (25). – С. 145–147.
20. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе // Вестник Мининского университета. – 2014. – №  1 (5). – http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014–07%201/Cyplakova.pdf.

Современная система высшего образования ориентирована на компетентностную модель выпускника, которая представляет собой специалиста, обладающего высокой степенью сформированности необходимых компетенций для реализации своей профессиональной деятельности. Для выпускника в данном случае важны не только уровень и качество традиционных интеллектуальных и поведенческих стандартов, но и система личностных ценностей и профессиональное мировоззрение для решения профессиональных и иных социальных задач.

Проектная деятельность предоставляет студенту большие возможности для реализации своих идей, а проектная деятельность в системе электронного обучения позволяет студенту развиваться более динамично. В процессе проектирования студент развивает свои личностные и профессиональные качества, применяя имеющиеся знания, что и обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

Организация проектной деятельности в электронном обучении должна основываться на стратегии личностного и профессионального развития. Для грамотного построения проектной деятельности необходимо выделить задачи, которые должны стоять перед подготовкой выпускников.

Исследователь А.С. Запесоцкий считает, что подготовка специалиста нового уровня предполагает решение трех групп задач:

• базовая подготовка (например, философское размышление, критический анализ, публичная дискуссия);

• формирование проектных качеств и способностей личности (формированию таких качеств могут способствовать междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы деятельности);

• овладение специальными технологиями, которые определяют профессиональную компетентность в той или иной области [1].

На современном этапе существует достаточное количество работ исследователей, посвящённых вопросу внедрения в практику современной высшей школы метода проектов как элемента, способного обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности. Проблеме эффективного использования метода проектов в высшем профессиональном образовании посвящены работы E.H. Балыкиной, Н.А. Брендевой, Д.Н. Бузун, М.У. Гаппоевой, H.A. Забелиной, И.А. Зимней, А.В. Самохвалова, Р.К. Симбулетовой, М.С. Чвановой, В.В. Черных и других авторов. Однако следует сказать, что разработка проектной деятельности именно в электронной системе еще недостаточно освещена.

Отметим, что метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий (проектов) [2]. Дж. К. Джонс приводит более десяти определений понятия «проект». Целью любого проекта является формирование ключевых компетенций.

Помогают решить задачи формирования специалиста нового поколения, указанные А.С. Запесоцким (которые мы отметили выше) основные компоненты проектной деятельности студентов.

К ним относятся наличие социально-значимой задачи (проблемы), планирование действий по разрешению проблемы, деятельность по поиску необходимой информации об объекте исследования, наличие значимого продукта как результата работы над проектом, представление полученных результатов на конечном этапе работы над проектом [3].

Среди используемых в образовательном процессе вуза методов, обеспечивающих системную интеграцию научных знаний и практических действий, проектная деятельность занимает особое место.

Для создания условий эффективного формирования навыков проектной деятельности необходимо:

• учитывать психофизиологические особенности обучающихся;

• создавать предпосылки для внутренних познавательных мотивов к обучению, потребность в новых знаниях;

• предлагать разнообразную тематику проектов, которые должны соответствовать возможностям студентов и удовлетворять принципу поэтапного освоения профессиональных навыков;

• вооружить студентов умениями и навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции;

• требования к проектам усложнять постепенно [4].

Организовать проектную деятельность студентов – это значит, прежде всего, обучить механизмам, творческим процедурам познавательной деятельности с учетом их личностных особенностей и реальной подготовленности к осуществлению практических действий. Проектная деятельность должна принимать эффективную форму организации деятельности студента, которая носит непрерывный, систематический характер и интегрировать компоненты образовательной среды. Направление самостоятельной и внеаудиторной работы обучающихся в русло познавательной активности способствует их подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность существенно способствует эффективному обучению, развитию мыслительных операций, умений и навыков у студентов. Практика показывает, что при такой работе у будущих специалистов развивается стратегия мышления, оттачиваются аналитические способности. В проектной деятельности формируется самокритичность.

Основные функции проектной деятельности состоят в развитии заинтересованности обучающегося в построении своей образовательной траектории, в выборе им адекватных стратегий и техник выполнения поставленной задачи, в формировании рефлексивной позиции обучающегося и развитии его способностей по конструированию своей деятельности в основе которой должны лежать конкретные практические требования, в приобретении опыта самостоятельной творческой деятельности, в привлечении к активному поиску и осознанному выбору путей самореализации.

Электронная образовательная среда для выполнения этих функций является незаменимым элементом, который обеспечивает продуктивность процесса.

Проектная деятельность способствует решению таких задач современного образования, как создание условий для усвоения студентом академических знаний и вместе с тем для развития его прагматических умений и универсальных общекультурных компетенций, например, таких как умение работать с информацией, использовать электронные образовательные ресурсы, работать в команде, проектировать, вести дискуссии и пр. Организация проектной деятельности с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды вуза имеет ряд других преимуществ.

Она является как доступным, хорошо структурированным источником информации, так и средством коммуникации, технические возможности которого в настоящий момент практически безграничны.

Moodle может быть использован для организации проектов любого типа (информационно-поисковых, творческих, исследовательских, роле-игровых). Наибольший потенциал, на наш взгляд, имеют возможности электронной информационно-образовательной среды как источника информации, необходимой как для выполнения содержательной части проекта, так и для более четкого структурирования и представления информации о самом проекте. Акцентируем внимание на достоинствах выполнения проекта в электронной среде. Она обеспечивает постоянную доступность необходимой информации всем участникам проекта. Другим важным преимуществом среды является возможность организации асинхронной коммуникации (посредством форумов, блогов, электронных сообщений и пр.), что позволяет значительно расширить и разнообразить контакты в рамках выполнения проектной деятельности и обеспечить наиболее приемлемый для всех временной режим.

В проектной деятельности должен быть высокий уровень самостоятельности студентов. Будь то индивидуальная, парная, групповая или коллективная форма работы. Должна быть обеспечена и автономность обучающихся при выполнении заданий. Электронная среда обеспечивает так называемое пассивное учение, при котором студенты учатся, наблюдая друг за другом [5].

Выполняя задания в системе, студенты получают возможность наблюдать и размышлять о том, как другие обучающиеся осваивают новый материал, как интерпретируют новые понятия и используют их, выполняя задания, как формулируют свои мысли. Благодаря этому каждый участник включается в работу [6].

Возможности электронной информационно-образовательной среды вуза позволяют значительно разнообразить формы и виды организации проектной деятельности в процессе обучения, адаптировать их под возможности и потребности каждого обучающегося, что благотворно влияет на рост мотивации и, как следствие, готовность группы к реализации проектной деятельности в данных условиях [7].

На примере электронной платформы Moodle мы рассмотрим реализацию данных компонентов проектной деятельности в педагогическом университете. В данной среде располагаются инструменты, позволяющие разработать качественный контент, распространить через Интернет и воспользоваться встроенными средствами для осуществления совместной работы, совместить работу и обучение в одном процессе [8].

Сначала студенты получают задание и некоторые инструкции. Учебная группа делится на несколько микрогрупп. Затем студенты разбирают задание для успешного выполнения. Успех микрогруппы зависит от деятельности каждого студента. При таком виде работы акцентируется роль каждого студента в выполнении общей задачи, формируется групповое сознание, позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки [9].

На первом этапе проектной работы предполагается выбор темы, для этого лучше всего подойдет «вебинар». Использование инструмента «электронная доска» в таком режиме позволит эффективно провести мозговой штурм, собрать ответы и выбрать наиболее интересующие студентов темы исследований [10]. Здесь уместно коллективное обсуждение посредством ресурса «Групповой форум». Для этого рекомендуется:

• принимать любую идею, даже если она вначале кажется сомнительной или абсурдной;

• не критиковать и не прекращать обсуждение;

• способствовать выдвижению новых идей;

• обсуждать любую идею, не отбрасывая ее при очевидной бесперспективности для освобождения студентов от лишней скованности [11].

Таким образом, преподаватель начинает погружать студентов в процесс подготовки проекта. Во время проведения вебинара все студенты работают синхронно, преподаватель в это время может давать всю необходимую информацию. Используя инструмент «голосование», можно определить самые популярные профессиональные области исследования [12].

На втором этапе происходит планирование и структурирование содержательной части. В условиях вебинара, преподаватель может направлять обучающихся по различным полезным ссылкам на Web-сайты. Стоит отметить, что, выполняя проект в электронной системе, обучающийся сможет обратиться к нему в любое время, тем самым погружая себя в дополнительную практику по определенной сфере [13]. С помощью различных демонстрационных роликов в виртуальном режиме студентам можно предоставить другие проекты, которые послужат примером для того чтобы студент стремился к созданию качественного конечного продукта. Проекты могут быть предоставлены как отечественными, так и зарубежными исследователями – это несомненное преимущество организации проектной деятельности в электронной среде. Третий этап – это, так называемый, рабочий процесс, который включает в себя сбор информации, критическую переработку, компиляцию [14]. Интерактивные тесты на данном этапе позволят вникнуть в суть работы, глубже понять тему исследования. Система предоставляет электронные учебники, методички, а также возможность перехода по гиперссылке для выполнения online-упражнений. Такая схема действия студентов – это возможность формирования профессиональной компетенции через сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса, использование тестов для самоконтроля собственной успеваемости и использование справочных ресурсов [15].

В четвёртом этапе заключается защита результатов исследовательской деятельности студентов. Поскольку защита происходит в режиме реального времени, то с помощью вебинара можно обеспечить присутствие на ней экспертов и преподавателей профилирующих кафедр (при условии невозможности физического присутствия) [16]. Таким образом, вебинар, организованный в Moodle, позволяет расширить аудиторию слушателей. На данном этапе студенты занимаются анализом выполненной работы. Для этого они отвечают на предоставленные им вопросы о приобретенных ими знания и умения, о возникавших трудностях и выводах о проделанной работе. Оценить проект также можно с помощью ресурса «Опрос». Наиболее интересные и хорошо оформленные проектные работы оформляются в доклад для участия в студенческой конференции [17].

На этапе рефлексии можно воспользоваться Viki, создав своеобразную книгу отзывов о проекте. Суть данного инструмента заключается в наборе совместно создаваемых страниц, где каждому участнику проектной работы предоставляется возможность дать критическую оценку работе своего одногруппника [18]. Viki-среда позволяет многократно править текст без особых знаний языка программирования, внесенные изменения появляются сразу же; информация разделена на страницы, которые имеют свое название; Viki дает возможность загружать файлы; учитывает изменения текста, при этом участник может легко вернуться к ранее редактируемой версии [19].

Преподаватель в этом процессе выполняет роль координатора, консультанта. Для того чтобы оценить работу студентов при подобной форме обучения, ему следует приложить соответствующие усилия для построения структуры электронного курса, на нем лежит формулировка конкретных заданий, четкое и своевременное выявление проблем, которые возникают в ходе совместной работы студентов [20].

Проектная деятельность в электронной среде делает процесс более мобильным (выполнение работы в любое время в любом месте), глобальным (взаимодействие с большим количеством людей, в том числе экспертов из других городов, стран), независимым (без непосредственного присутствия преподавателя), интересным (студент более заинтересован в выполнении такой работы, поскольку электронная среда предоставляет большое количество инструментов для ее выполнения), а следовательно, позволяет обеспечить качественную подготовку современного выпускника, обладающего необходимым набором компетенций для осуществления будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 7-11;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11681 (дата обращения: 29.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674