Вследствие того, что человеку свойственно достигать поставленных целей, возникающих в процессе социального взаимодействия с другими людьми, он постоянно решает задачи, которые с каждым годом становятся всё сложнее, тем самым продвигая человечество по пути развития [1, с. 28]. Бывает, что некоторые области человеческой деятельности в определённый период показывают сильную динамику в своём развитии: культурный рост в период Возрождения, промышленная революция в XVIII–XIX веках, технический прорыв второй половины XX века. И сейчас несложно заметить, что за последние тридцать лет информационное пространство, окружающее человека, изменилось до неузнаваемости, в данный момент происходит очередной этап информационной революции [2, с. 329]. Появилось огромное количество различных каналов связи, теперь у человека большой выбор способов получения информации. Это привело к тому, что старые способы получения информации теряют свою уникальность и актуальность.
С появлением компьютеров, способных обрабатывать большие объёмы информации, и сети интернет, зона охвата которой увеличивается с каждым годом, всё больше информации и способов коммуникации переходят в цифровое пространство. Это также сильно отразилось и на способе получения человеком новых знаний. Всё больше данных, которые не так давно можно было найти только в библиотеке, становятся доступными через персональные компьютеры и мобильные гаджеты. Без сомнений можно утверждать, что для многих, в большей степени для молодого поколения, приоритетным источником поиска любой информации является именно сеть интернет, особенно в учебных целях, так как этот способ требует меньше времени и усилий, чем, например, поход в библиотеку. Конечно, эти факты ещё не говорят о достоверности информации, полученной в интернете, в большинстве случаев она не вызывает доверия, так как изменить или подделать её значительно проще, чем в книге. Но популярность данного источника растёт, а для нового поколения, которое контактирует с цифровым пространством с самого раннего возраста и положительно воспринимает информацию небольшими порциями, он может стать единственным [3, 4].
Именно по отношению к молодому поколению, родившемуся в двадцать первом веке, в первую очередь актуальна данная проблема. Это также связано с переломным моментом в коммуникационных каналах и информационной системе, берущих начало во второй половине двадцатого века, что, конечно, имеет ряд значительных особенностей в России. В нашей стране, помимо вышеуказанных перемен, произошли серьёзные политические и государственные изменения в конце двадцатого века. В годы существования СССР гражданину нашей страны была свойственна определенная идеология, которая не терпела конкуренции. Каналов коммуникации было не так много, и всех их правительство пыталось контролировать. Человек был ребёнком политического строя, где фактически и идеологически для выпускника школы лучшим дальнейшим путём являлось среднее и высшее образование.
Но сейчас поколение, родившееся в двадцать первом веке, живёт во время расцвета интернет-коммуникаций. Каналы связи увеличились в количестве и не контролируются так сильно, как во времена Советского Союза. Цензура значительно ослабела. Политическая агитация нынешнего режима не так активна. Человеку предоставляется больше вариантов в выборе идеологий и ценностей, одновременно с этим больше свободы для этого выбора. Став более самостоятельным, так как нет настолько активной популяризации конкретного образа жизни со стороны государства, как во времена СССР, человек начал самостоятельно решать, каким идеалам следовать и, что в данном случае важно, какое образование получать.
«Поколение Z» уже не будет привязано к идеалам предыдущего. Многочисленные предложения, окружающие молодого человека, предоставляют выбор действий после окончания школы. И если человеку, воспитанному в СССР, на государственном уровне внушалась важность высшего и среднего образования, причём поддерживаемая дальнейшей помощью в устройстве на работу, то сейчас такие методы далеко не так активны.
В этой связи для многих людей способ обучения какой-либо специальности в режиме онлайн становится актуальнее. C распространением сети Интернет и адаптацией к ней человека процесс передачи информации между людьми стал значительно легче и быстрее. Расстояние больше не является препятствием. Поэтому многие стали предпочитать сеть Интернет для получения необходимых знаний, вместо того чтобы получать её на лекциях, семинарах, тренингах или на уроках в реальном мире. Дистанционное образование получает все большее распространение. На такой спрос сразу нашлись люди, которые создали предложение. Обладая необходимым опытом и знаниями в определённой сфере, они начали обучать людей через интернет. Вначале это были небольшие консультации, затем блоги, а после это переросло в целые курсы, которые могут длиться несколько месяцев.
В области обучения дизайнерским специальностям такие методы распространены больше, чем во многих других, так как по мере того, как цифровая реальность проникла в коммуникации человека, почти так же сильно она проникла в область дизайна. Это связано с появлением таких направлений проектной деятельности, как дизайн сайтов, мобильных приложений, анимации. Подготовка оригинал-макетов изданий, выполнение средовых дизайн-проектов в большинстве случаев перешло в виртуальную среду. Поэтому уже не первый год в интернете можно найти множество ресурсов, обучающих различным направлениям дизайн-проектирования вне рамок официальных учебных заведений. При этом с каждым годом они набирают всё большую популярность.
Одна из главных особенностей подобного вида получения знаний в конкретной области – это простой способ начать обучение. Чтобы начать обучаться на этих курсах, почти всегда не нужно сдавать никаких экзаменов и проходить собеседования, надо только пройти процесс регистрации (бывают случаи, когда и это не обязательно), оплатить стоимость курсов (бывают случаи, когда предоставляются бесплатные ознакомительные занятия) и, находясь в любом месте, где есть компьютер, подключённый к сети Интернет, проходить обучение. Такие курсы можно совмещать с работой и даже с обучением, например, в университете, так как они не занимают много времени. Также данные курсы часто имеют узкую содержательную направленность. Это даёт представление потенциальному ученику о той деятельности, которой он сможет заниматься после окончания курсов. Эти две особенности формируют ещё одно важное преимущество – это их краткосрочность: курсы обычно не длятся больше нескольких месяцев, что сильно подкупает потенциальных клиентов.
Чтобы на живом примере убедиться в вышеперечисленных особенностях, были выбраны и проанализированы курсы блогера Данила Фимушкина, на которых он обучает созданию сайтов, а также методам последующего поиска клиентской базы. В анализ была включена рекламная информация, расположенная в социальной сети ВКонтакте, одностраничные рекламные сайты, а также видеоматериалы, расположенные на канале блогера на видеохостинге YouTube.
Зайдя в официальную группу курсов в социальной сети ВКонтакте, в ней сразу можно найти большое количество видеороликов, загруженных с ресурса YouTube. Данные видеозаписи включают в себя небольшие советы и уроки, касающиеся проектирования интерфейсов сайтов, записи живых и онлайн-лекций Даниила в различных городах, интервью и беседы блогера с людьми из сферы дизайна и информационных технологий, отзывы и рекомендации людей, прошедших данные курсы. Просмотрев некоторое количество материала, получилось определить ещё одну особенность данной формы обучения – это то, что она идёт в ногу со временем. На это указывают видеозаписи, на которых блогер разбирает и изучает нововведения в сфере программного обеспечения, общается с руководителями различных дизайн-студий и заказчиками о тенденциях в данной сфере дизайна.
Узкую направленность, охватывающую проектирование интерфейсов сайтов, подтверждает информация данного сообщества, в которой отражено: «Учим рисовать крутые сайты, получать заказы из интернета и путешествовать», а также видеоуроки и рекламные ролики курсов, которые касаются только условленной тематики [5].
Дальнейший анализ касался одностраничных сайтов, ссылки на которые можно найти в сообществе в соц-сети ВКонтакте. При переходе по одной из ссылок на одностраничный сайт, рекламировавший ближайшие курсы, сразу всплывает окно, на котором предлагается подписаться на уведомления ВКонтакте. В оформлении этого сайта в самом начале, в подзаголовке, написано: «Курс Данила Фимушкина, на котором за 1 месяц с наставником ты научишься рисовать крутые сайты, получать заказы из интернета и путешествовать». Это указывает на то, что курсы действительно краткосрочные. Дальше идёт текст, который подтверждает и то, что сами курсы не занимают много времени в течение дня: «Больше половины студентов успешно учатся на GYM (название курсов) параллельно с работой или учёбой. На выполнение заданий нужно будет тратить 2–3 часа в будние дни и около 4 часов по выходным» [6]. Также, изучив сайт, можно обнаружить три варианта обучения, которые различаются продолжительностью и стоимостью курсов, но самый продолжительный курс не длится больше трёх месяцев.
Удалось подтвердить и тот факт, что для этих курсов не нужно сдавать никаких вступительных экзаменов и, более того, запись на курс займёт у пользователя не более пяти минут. Надо только нажать на кнопку записи на сайте под подходящим предложением, после чего появится окно с таблицей, в которую нужно будет вписать свои данные для обратной связи.
Также стоит отметить тот факт, на котором акцентируется внимание в данных курсах – это мобильность, как самих уроков, так и дальнейшей работы. На разбираемом одностраничном сайте не оставили без внимания эту особенность: «Мы разработали уникальный формат обучения веб-дизайну, и теперь не имеет значения, из города ты или деревни. Мы ненавидим границы и работаем через Интернет со всем миром» [6]. Из этого следует, что такая форма подачи знаний удобна, так как не привязывает ученика к конкретному месту, а даёт возможность обучаться в любой точке земного шара.
Остальная информация на сайте включает в себя описание положительных качеств данных курсов, в частности описывается та деятельность, которой человек сможет заниматься после окончания курсов, и помощь по поиску первых клиентов. Многочисленные отзывы о курсах различных специалистов и бывших учеников, уже прошедших курсы. Также присутствует контактная информация и различные ссылки, через которые можно оформить подписку на рассылку по электронной почте.
Заканчивая анализ курсов, удалось выяснить, что главными особенностями формата обучения в сети Интернет являются: легкость поступления, узкая направленность, чёткое понимание будущей занятости. Также они не занимают много времени, длятся не больше нескольких месяцев, идут в ногу со временем и доступны в любой точке мира.
Поэтому естественно, что данный метод обучения подкупает людей, в особенности тех, кто потерял интерес к собственной специальности и хочет в короткий срок освоить другую профессию. Ведь если человек раньше не связывался с данной специальностью, то и о её тонкостях у него мало понимания (скорее всего, его понимание основывается на закреплённом в обществе стереотипном понятии), поэтому он верит обещаниям, которые дают преподаватели всевозможных онлайн-курсов, о профессиональной подготовке в несколько месяцев, а иногда и недель.
Популярность таких курсов ещё поддерживается многочисленными публикациями людей, которые недовольны школьной системой образования или не смогли добиться успехов в направлении профессиональной подготовки, полученной в вузе, вследствие чего они негативно отзываются о формальном обучении и положительно пишут об обучении через интернет. Например, блогер Никита Черкасов в онлайн-журнале написал статью «Выбрасывайте свои дипломы. Современному человеку традиционное образование не нужно», в которой он на собственном примере рассказывает, как ему не нравился процесс обучения в школе, и повествует о том, что формальное высшее образование не имеет особого смысла: «Для освоения многих профессий, особенно гуманитарных, не нужно сдавать ЦТ, отсиживать за партой пять лет и тратить родительские деньги. Можно почитать толковые книги и статьи, посмотреть лекции, пройти дистанционные или очные курсы (всего этого сейчас немерено) – и вы, что называется, good to go» [7].
Также по многим источникам разошлась статья выпускницы Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, адресованная ректору этого учебного заведения, в которой она крайне негативно отзывается об обучении в этом вузе и пишет о том, что ей никак не помогли на практике полученные знания [8]. Конечно, такие статьи публикуются с разными целями. Эти сообщения могут формировать те люди, которые пытаются таким способом рекламировать свои курсы, либо, учитывая второй пример, их могут писать конкуренты других образовательных учреждений. Или действительно, у этих людей в жизни не сложилась профессиональная деятельность, и они решили обвинить в этом свой вуз. Но тем не менее таких публикаций немало, и они влияют на мнение интернет-пользователей особенно молодых людей, которые видят такие сообщения и планируют своё дальнейшее обучение. Они, к сожалению, не принимают во внимание преимущества высшего образования: его фундаментальность, системность, глубокую информативность, многоплановость подходов к обучению, многообразие решаемых в процессе обучения творческих, научно-исследовательских задач, возможность получения опыта творческой деятельности на основе поиска решений проблемных ситуаций, сочетания индивидуальной и коллективной деятельности и др.
К сожалению, не все понимают, что сравнивать формальное образование в вузе и обучение на подобных курсах в интернете нет смысла, так как это совсем разные уровни подготовки людей, где курсы больше подходят как дополнительное узкоспециальное повышение квалификации, полученной в высшем или среднем учебном заведении. Ведь именно преимущества данного метода обучения в то же время являются его недостатками. Узкая направленность не даёт полного понимания всех тонкостей профессии, не формирует комплексное мышление, демонстрирует малую вариативность решения задач, исключает изучение междисциплинарных связей. Также из-за краткосрочности курсов приходится сильно урезать и обобщать информацию и жертвовать основами дисциплины. И не менее важным недостатком данного метода является его «неформальность» в том смысле, что знания, формируемые на этих курсах, не контролируются никаким государственным органом, поэтому пользователь перед началом обучения не сможет в обязательном порядке получить никакой информации о квалифицированности преподавателя, о достоверности и пользе информации, которую он получит. И вообще нет уверенности в том, что это не мошенническая организация.
Исходя из полученных выше сведений, получается, что все преимущества обучения через интернет в большей степени касаются формы подачи, а также привязанности к современным тенденциям, но данная форма не подходит для комплексного и полноценного изучения конкретного направления профессиональной подготовки, что присутствует в формальном обучении.
Подводя итог, стоит отметить, что в рамках данной статьи краткий анализ обучения дизайнерской специальности через сеть Интернет выявил ряд положительных особенностей данного метода, в большей степени касающихся формы подачи информации. Но по своему содержанию этот метод не может заменить полноценного образования в высшем или среднем учебном заведении в связи с отсутствием предоставления полноценных комплексных программ обучения, формирующих твёрдую специализированную базу. Данные курсы могут являться хорошим дополнением к уже имеющемуся формальному высшему образованию, они могут помочь повысить свою квалификацию в отдельном узком направлении профессии, а также больше узнать о последних нововведениях в этой области. Но многие курсы в сети интернет позиционируют себя как полноценная альтернатива высшему образованию, и находится много пользователей, поддерживающих и продвигающих эту позицию. Поэтому сейчас стоит обратить внимание на ту перспективу, к которой идёт формальное образование, и на возможные методы внедрения особенностей и преимуществ формы интернет-обучения в систему вузовской профессиональной подготовки.
Библиографическая ссылка
Доронин В.А., Марченко М.Н. ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 9. – С. 27-32;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11754 (дата обращения: 26.12.2024).