В настоящее время изучение инострaнных языков является вaжным в жизни современного человекa. Знание хотя бы одного иностранного языкa расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычaи другого народа. В изучении инострaнного языкa коммуникaтивные умения игрaют большую роль. Сформированность иноязычных коммуникативных умений, беглость речи учащихся являются основной задачей обучения иностранным языкам в средней школе в соответствии с учебной программой общеобразовательных средних школ, которые могут обеспечить его использование в реальных жизненных ситуациях социокультурной и учебно-профессиональной сфер общения. Формирование коммуникативной компетенции является ключевым фактором, обеспечивающим достаточный уровень развития коммуникативных умений и навыков.
Подход к толкованию понятия коммуникативного умения среди исследователей неоднозначен. Согласно А.В. Мудрик, сформированность коммуникативных умений отражается в умении ориентироваться в партнерах, воспринимать их как собеседников и правильно ориентироваться в ситуациях общения [1]. Характеризуя данное понятие, Н.В. Кузьмина дополняет его такими умениями, как «умение вступать в контакт, устанавливать и поддерживать эмоционально положительный настрой, слушать и понимать партнера, управлять вниманием аудитории» [2]. Американские исследователи Д. Джонсон и Р. Джонсон характеризуют коммуникативные умения с точки зрения процессов передачи сообщения и восприятия между партнерами [3].
Известно, что развитие коммуникативных умений учащихся предполагает использование коммуникативно-проблемных ситуаций, когда обучающиеся самостоятельно ставят проблему, работают над способами ее разрешения; а преподаватель направляет, ориентируя их на поиск рациональных аргументов. В данном случае ученик является субъектом своей познавательной деятельности, прилагая все усилия к самостоятельному поиску решения проблемы.
Как считали психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, коммуникативные умения рассматриваются как определенные качества личности: как готовность к осознанному и успешному коммуникативному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной деятельности, как важнейший показатель социально-профессионального статуса специалиста, который позволяет полнее и глубже раскрыть содержание и структуру, выделить сущностные характеристики коммуникативных умений.
Поскольку целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, оно достигается с помощью внедрения в образовательный процесс методов интенсивного обучения, а также использования высокоэффективных педагогических технологий обучения.
Одним из них является деловая игра, которая эффективно способствует совершенствованию коммуникативных способностей учащихся старших классов. Что такое деловая игра?
На сегодняшний день существуют разнообразные подходы к толкованию понятия учебной деловой игры. Понятие деловая игра, по мнению Г.С. Абрамовой – это форма и метод обучения, позволяющие моделировать предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности, поэтому автор считает, что деловая игра направлена на совершенствование профессиональных умений и навыков. Деловая игра моделирует будущую профессиональную деятельность обучающихся посредством использования игровых технологий, включающих содержание и технологию учебной деятельности [4].
Ю.С. Арутюнов определяет деловую игру «как новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач» [5].
В.П. Галушко приводит следующее толкование: «Деловая игра – это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имевших место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливаются связь и закономерности воздействия существующих методов выработки решений на результаты производства в настоящее время и в перспективе» [6].
Согласно Н.И. Гез, деловая игра – это модель взаимодействия партнеров по общению в обстановке имитационных условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают и совершенствуют профессионально-ориентированные умения» [7].
Как показывает вышеизложенный анализ, нет единого мнения относительно сущности понятия, тем не менее исследователи сходятся во мнении о том, что деловая игра является моделированием будущей профессии обучающихся. Сложность в толковании данного феномена объясняется разногласиями в его определении. Одними исследователями деловая игра рассматривается как активный метод и прием обучения, другими – как имитация профессиональной деятельности.
Положительной стороной данной педагогической технологии является возможность ее осуществления в рамках проблемных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью ее участников. В этом плане к характерным особенностям деловой игры проблемной направленности Е.С. Полат относит:
1. Наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональной задачи, требующей от участников профессиональных знаний и умений для принятия решений.
2. Моделирование атрибутов реальной профессиональной деятельности-обстановки, социально-психологической установки взаимоотношений участников: специалист – помощники и т.п.
3. Наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего координацию действий всех участников.
4. Наличие и распределение ролей, осуществляющихся согласно сценарию.
5. Наличие единой коллективной цели у игроков: они должны выступать одной командой, от их компетентных действий зависит успех решения поставленной задачи.
6. Многоальтернативность решений. Рассмотрение разных вариантов принимаемых решений [8].
Деловые игры являются наиболее эффективной формой деятельности при обучении иностранному языку. Они повышают интерес и мотивацию к когнитивной, познавательной деятельности обучающихся, которые обеспечиваются активностью и вовлеченностью всех субъектов учебного процесса.
Как средство обучения, деловые игры соответствуют всем предъявляемым требованиям, они также выполняют специфические функции в самом процессе обучения. Деловые игры создают оптимальные возможности для совершенствования иноязычных коммуникативных умений в монологической, диалогической и полилогической речи в рамках общения в контексте конкретной деятельности.
Процесс деловой игры преимущественно носит характер учения и самообучения, в ходе которого активизируется речемыслительная деятельность учащихся, вследствие чего значительно повышается их активность, вовлеченность и мотивы выполняемой деятельности.
Деловые игры как метод активного обучения имеют ряд преимуществ наряду с традиционными методами, которые заключаются в их практико-ориентированной направленности: структура и содержание игры в большей степени отвечают интересам и потребностям обучающихся. Данная форма организации учебной деятельности характеризуется сочетанием практических и теоретических сторон в обучении, постановкой проблем и возможностью их решения на практике.
В целом, как форма, как активный метод обучения, данный вид учебной деятельности дает возможность использования разных стратегий при решении поставленных задач, способствует приобретению социального опыта в процессе коммуникативного взаимодействия и решения проблем.
В соответствии с целями использования деловые игры могут быть: учебные, производственные и исследовательские. В контексте нашей работы рассмотрим учебные и исследовательские игры. Учебные деловые игры применяются при обучении специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей профессиональной деятельности. Здесь отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения теоретических знаний и практических навыков. Участники учебной деловой игры должны ощущать важность решаемой проблемы и понимать, что подобные проблемы им придется решать при осуществлении профессиональной деятельности [9] Учебные деловые игры имеют специфическую структуру. В.Л. Скалкина и Л.Б. Котлярова структурируют деловую игру в четыре блока: I и II блоки являются подготовительным этапом, где разъясняются правила и ход игры, также обучающиеся знакомятся со сценарием и ролями; III блок представляет собой сам процесс игры, где преподаватель продумывает возможный ход, направление и основные результаты игры; IV блок – постигровой, где дается анализ игровой деятельности учащихся и делается общий вывод [10].
Исследовательские игры используются при проверке гипотез, новых принципов организации и технологии работ.
Деловая игра считается коллективной формой учебно-познавательной деятельности, поскольку в ней задействованы все субъекты учебного процесса, коллективно формируется мнение и также коллективно решаются проблемы.
Оптимальным периодом применения деловых игр является старший этап обучения в школе (9–11 классы), когда учащиеся уже начинают задумываться о своей будущей профессии, обладают более зрелым, сформировавшимся уровнем мышления, имеют свой собственный взгляд на вещи и могут защитить свою точку зрения.
Старшеклассник характеризуется широким кругозором, высокой степенью познавательно-логического мышления, сформированными склонностями и интересами, самостоятельностью, умением сосредоточиться и осмыслять выполняемые действия.
Использование деловых игр на занятиях по иностранному языку соотносится с лексической тематикой урока. В соответствии с типовым учебным планом в старших классах изучаются такие темы, как «The problems of children & adolescents», «Drugs & alcohol», «Reading Problems» «Travelling», «Тraditional and alternative medicine», «Mass media. Mobile phone», «Good and bad habits» и др.
Рассмотрим особенности использования деловых игр на отдельных примерах вышеуказанной тематики. Проведение деловой игры по теме «Good and bad habits» начинается с деления учащихся на группы с нечетным количеством участников (5–7 человек). Задача каждой группы – выработать как можно больше аргументов хороших и плохих привычек. Участникам необходимо обосновать свою позицию относительно плохих и хороших привычек, произносить аргументы по кругу, чередуя аргументы «хорошие» и «плохие» и пройдя таким образом два круга. В результате каждый участник должен придумать один аргумент в защиту и один – в опровержение утверждения.
На следующем этапе учащиеся делятся на группы по 4 человека и получают карточки, на которых написаны части пословиц по теме. Задача игроков состоит в том, чтобы восстановить пословицы и использовать в коммуникативной ситуации.
A Proverb List for the Game
Good habits result |
From resisting temptation |
If you want to be respected |
Wise people listen to advice |
Stupid people always think they are right |
You must respect yourself |
Success ful people are simply |
My strengths and my talent are my title |
My bad habits aren’t my title |
Those with successful habits |
Habits are cobwebs at first |
Cables at last. |
Затем каждая группа читает составленные пословицы, остальные исправляют ошибки и высказывают свое мнение о работе группы. Выигрывает та группа, которая составила наибольшее количество правильных пословиц.
В дальнейшем учащиеся готовят короткий рассказ о хороших и плохих привычках, используя вышеизложенные пословицы.
В конце выступления обучающие задают вопросы друг другу. Вопросы могут быть самые разные, как сравнительно-сопоставительного характера, так и критически осмысленные, побуждающие к полемике и спору.
Оценочный этап завершается рефлексивной оценкой как преподавателем, так и обучающимися выполненной учебно-познавательной деятельности.
Деловая игра по теме «The problems of children & adolescents» проводится в 9 классе. До начала игры участники выбирают ведущего, задача которого заключается в способности при помощи реплик, вопросов, комментариев удерживать участников в рамках заданной темы, входить в продуктивный контакт с каждым отдельным участником игры, стимулировать пассивных и, наоборот, регламентировать излишне активных, подводить промежуточные итоги и поддерживать заинтересованность участников игры. Естественно, ведущим может быть учащийся с хорошим знанием иностранного языка, обладающий лидерскими качествами, умеющий мотивировать и вовлекать участников игры в познавательную среду общения. Также выбирают секретаря, который должен фиксировать мнение каждого выступившего участника. После решения организационных задач начинается свободный обмен мнениями.
Ученики сидят в общем кругу. Каждому участнику предоставляется возможность свободно выразить свое мнение. Ведущий игры активно включен в обсуждение проблемы, при этом его мнение приравнено к мнению остальных участников.
После того как все желающие продемонстрировали свой взгляд на обсуждаемый вопрос, необходимо прийти к общему результату. Секретарь напоминает идеи, прозвучавшие в ходе обсуждения, а затем участники принимают решение. Если участники не могут договориться, можно использовать метод голосования.
Этот вид игры можно применять в том случае, если необходимо выявить как можно больше разных точек зрения по обсуждаемому вопросу.
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что деловая игра посильна даже слабому учащемуся, так как она представляет возможность всем обучающимся, независимо от уровня владения языком, участвовать в живом иноязычном общении. В процессе игры такие качества, как находчивость, сообразительность, быстрая реакция, чувство равенства, атмосфера увлеченности, дают возможность учащемуся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, общаться на иностранном языке между собой. В ходе живой дискуссии снимается языковой барьер обучающихся, иноязычный языковой материал усваивается ими непроизвольно; в то же время существенно повышается мотивация и удовлетворенность учащихся выполняемой работой.
В процессе формирования иноязычных коммуникативных умений у учащихся через игру проявляются доброжелательные отношения друг к другу.
Особо отмечаем вовлеченность всех участников игры в коммуникацию, поскольку в данном виде деятельности задействованы все субъекты учебного процесса; преподавателю, как координатору, предъявляются особые требования: обладать не только высоким профессионализмом и компетентностью, но и умением создать эмоционально доброжелательную атмосферу, знать психологические факторы обеспечения успеха.
В заключение резюмируем, что использование учебных деловых игр на занятиях по иностранному языку дает возможность моделировать типичные ситуации иноязычного профессионального общения, в ходе которых, в процессе поиска эффективных путей разрешения проблемы, усваиваются новые знания, приобретаются практические навыки.
Все вышеизложенное дает нам обоснование считать, что учебные деловые игры являются одним из эффективных и полезных видов деятельности на занятиях иностранного языка на старшем этапе обучения.
Библиографическая ссылка
Копжасарова У.И., Бейсенбаева Б.А., Жакипбаева М.С. РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11764 (дата обращения: 21.11.2024).