Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОК-ПОЭЗИИ: ИДЕАЛЫ И УСТАНОВКИ

Исина Г.И. 1 Саган А.И. 1
1 Карагандинский университет им. Е.А. Букетова
Статья посвящена изучению идейных установок рок-поэзии. В частности, исследуются рок-тексты в содержательном и идейном аспектах. Особенностью поэтических текстов является их социальная направленность, порой скрытая и завуалированная своей образностью. Специфика мировосприятия рок-поэтов заключается в полной переоценке общечеловеческих ценностей социума, созданных и навязанных им бытовым сознанием. Анализ рок-поэзии на материале песенных текстов даёт нам возможность проследить общую для данного поэтического направления систему личностных ценностей, идеалов, идей, а также увидеть специфику авторского мировосприятия, что приводит к полному пересмотру восприятия реальности. В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт тем самым еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Для рок-поэта предметный мир перестает иметь какую-либо важность и ценность, а сфера иррационального и духовного становится на вершину системы истинных ценностей. В большинстве своем образ человека в рок-поэзии избавлен от гуманистической идеализации, свойственной ранее существующим, и полностью перекликается с неоклассической философией времени своего образования. Сама личность, как феномен, в рок-поэзии целиком осознает собственную ущербность и неидеальность происходящего в мире.
рок-поэзия
система ценностей
рациональность
ирреальность
конфликт
1. Авдеенко И.А. Проблемы определения понятия «русская рок-поэзия» в литературоведении и языкознании // Вопросы теории и практики. Филологические науки. 2017. № 8 (74). Ч. 1. C. 54–57.
2. Перевод текста песни Und Es Regnet исполнителя (группы) Der Bote [Электронный ресурс]. URL: https://www.amalgama-lab.com/songs/d/der_bote/und_es_regnet.html (дата обращения: 22.02.2021).
3. Текст песни (слова) ДДТ – Четыре окна [Электронный ресурс]. URL: https://www.gl5.ru/ddt-chetyre-okna.html (дата обращения: 22.02.2021).
4. Текст песни Би-2 – Смертельный номер [Электронный ресурс]. URL: https://teksty-pesenok.ru/rus-bi2/tekst-pesni-smertelnyj-nomer/5230109/ (дата обращения: 27.02.2021).
5. Григорьева О.В. Метафорическое моделирование дихотомии «свое – чужое» в контркультурной рок-лирике США и СССР: автореф. дис… канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2009. 24 с.
6. Пилюте Ю.Э. Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия: проблемы типологии: автореф. дис… канд. филол. наук. Калининград, 2010. 24 с.
7. Кино – Дальше действовать будем мы! (Виктор Цой) [Электронный ресурс]. URL: https://text-pesni.com/pesnya/pokazat/565660726/kino/tekst-perevod-pesni-dalshe-dejstvovat-budem-my-viktor-coj/ (дата обращения: 28.02.2021).
8. Текст песни Смысловые галюцинации – Приветствую тебя, жестокий мир [Электронный ресурс]. URL: https://teksty-pesenok.ru/rus-smyslovye-galyucinacii/tekst-pesni-privetstvuyu-tebya-zhestokij-/1919952/ (дата обращения: 28.02.2021).
9. Пилюте Ю.Э. Идейные установки и идеалы рок-поэзии (на примере творчества русскоязычных и немецкоязычных авторов). Русская поэзия: текст и контекст. Екатеринбург, 2011. С. 40–45.
10. Перевод песни Umbra (Subway to Sally) [Электронный ресурс]. URL: https://musictxt.ru/ru/n/nautilus_pompilius/text/nebo_i_trawa.htm (дата обращения: 28.02.2021).
11. Текст (слова) песни «Небо и трава», группа «Наутилус Помпилиус» [Электронный ресурс]. URL: https://musictxt.ru/ru/n/nautilus_pompilius/text/nebo_i_trawa.htm (дата обращения: 28.02.2021).

Рок-поэзия занимает особое место в современной поэзии, представляя собой самостоятельное литературное направление. Ее зарождение приходится на 1960-е гг., период спада поэтического бума и, соответственно, интереса к авторской песне, пропитанного духом романтики и свободы. Центрами возникновения рок-поэзии тогда стали США и Западная Европа. Русскоязычная рок-поэзия достигла пика своего развития лишь в 1980-е гг. В настоящее время, исследуя тексты рок-песен, мы наблюдаем немало сходств между авторской песней и рок-поэзией. В первую очередь в них затрагивается социальная и философская тематика. Рок-поэзия со свойственной ей определенной философией жизни выступает вместе с тем как социально-культурный феномен, в которой прослеживается бунтарский характер рока.

Отправной точкой рок-поэзии, несомненно, являются поэтические размышления философского характера о противоречивости и дуальности окружающего мира, о свободе личности от существующих в обществе принципов и стереотипов, порождая тем самым определенный поведенческий стиль и систему общечеловеческих ценностей.

Рок-поэзия как литературный жанр получила свое развитие в 1990-е гг. Филологи обращают внимание на изучение рок-текстов в различных аспектах: содержательном, стилистическом, идейном [1].

Целью нашего исследования является изучение идейных установок и идеалов рок-поэзии на материале русскоязычных и немецкоязычных песенных текстов. Особенностью текстов рок-поэзии является их социальная направленность, порой скрытая и завуалированная своей образностью в силу характерной на тот период запрещенности и протестности самого направления. Специфика мировосприятия рок-поэтов в первую очередь заключается в полной переоценке общечеловеческих ценностей, созданных и навязанных им бытовым сознанием. Для такого поэта важность окружающей его реальности не является более чем фантомом, в то время как описанная ранее межпространственная и межпредметная ирреальность становятся во главу угла.

В самой структуре рок-поэтики авторы сознательно возвращаются к тому, что современная идейно-целостная макросистема окружающего мира является ложной и некорректной. Реальность, как таковая, здесь строго ограничена рамками своей предметности и целиком зиждется на ней.

Противоречивость настроений, критические взгляды по отношению к сложившимся устоям общества, тема душевного и физического вырождения серой безликой массы общества свойственны поэтическому течению того времени, презирающему материальные блага, что, в свою очередь, вступает в конфликт с духовным миром:

Und schaue auf die Welt. И смотрю на мир.

Ich sehe, was euch gut Я вижу, что вам нравится,

Und was euch nicht gefällt. А что – нет.

Ich sehe eure Sünden, Я вижу ваши грехи,

Ich sehe euer Leid, Я вижу вашу боль,

Ihr wuchert mit den Pfründen Вы наживаетесь на приходах

Und vergeht in eurem Neid. И умираете от зависти.

Ich kann euch Verderben bringen, Я могу наслать на вас порчу

Wenn ihr mir begegnet, При встрече

Oder ewige Erlösung – Или подарить вечное спасение.

Und es regnet И идет дождь...

/«Und es regent»/ /«И идет дождь»/

рок-гр. «der Bote» [2]

В глазах рок-творца окружающий мир противоречив и ирреален. Главным смыслом ирреальности выступает сакральность – некое пиковое состояние, на котором человек способен получить столько и такую информацию, которую не способен ни воспринять, ни трезво оценить.

Рассматривая данный вопрос с эзотерической точки зрения, попасть в некую «нирвану» страждущих поэтов неимоверно сложно и до удивительного легко. Необходимо лишь поместить собственную личность, психологическое «я» в пограничное состояние существования. Истинное осознание реальности творцу становится доступным лишь в тот момент, когда его «душа» проходит ряд различных духовных испытаний, а преодолеть завесу этих мнимых реальностей ему помогают такие негативные эмоции и ощущения, как страдания, боль, забытье и смерть:

Я купался в реке, а в далеких церквах

Я молился Ему и просил об одном:

Отжени от меня ты сомненья и страх.

Сохрани и спаси этот дом.

/«Четыре окна», гр. «ДДТ»/ [3]

Как можно заметить, палитра негативных эмоций является наиболее характерной и распространенной в рок-лирике, проявляясь в виде самых ярких и необычных образов. Именно негативное отождествление всего сущего и является для автора ключом в некий иной мир:

Делаю шаг в слепую бездну,

Нервной струной дрожит канат,

К отступлению путь отрезан

И цель ясна.

Мне обещали девять жизней,

Чтобы прожить их, как одну.

Риск оправдан, когда твой ближний

Идет ко дну.

/«Смертельный номер», гр. «Би-2»/ [4].

Однако, несмотря на кажущуюся архетипичность основных концепций рок-поэтики, именно желаемая рациональность каждым из поэтов воспринимается особым образом. Кто-то из рок-поэтов видит главный путь в мир рациональный в существовании высших сил, кто-то в мифопоэтических образах разных исторических эпох, способных к реконструкции мира. Другие же ищут пути познания сквозь призму собственного «я». На наш взгляд, подобное разнообразие выбора пути поэтов и определяет различную тематику рок-поэзии, целью которой является определение механизма достижения так называемой «нирваны», оставаясь сугубо индивидуальной в отношении поиска пути к ней.

Из данного умозаключения стоит сделать вывод, что именно в рок-поэтике автор занимает специальное, отличное от другой поэзии место по отношению к собственной аудитории. Художник в связи с поиском этой метафизической истины предстает перед своими слушателями уже не в виде простого музыканта, способного развлечь и увлечь, а в роли настоящего оракула, несущего свои мировоззрения в массы. Его представления об окружающем мире уже, пусть и частично, но черпаются из некоей надмирной области мироздания: вся его жизненная поэтика происходящего в большей мере является трансцендентной, чем психофизической. Однако в позиционировании поэта в облике пророка мы видим не только положительные стороны, но и отрицательные. Помимо энергетики впечатления внемлющей толпы, поэт ставит себя на некую ступень жертвенности: он становится лишь передатчиком, источником ощущений и информации, полученной им в результате длительного и скрупулезного личностного роста. Возрастающий уровень духовной потребности, необходимой для восстановления психофизических сил, стремительно возрастает, и это выбивает его из обычного образа жизни, он становится изгоем и практически лишается возможности нормальных взаимоотношений с социумом.

Художник в данной ситуации одновременно как противопоставляет себя своей аудитории, жаждущей поглотить его частный трансцендентный опыт, так и конфликтует с окружающей его действительностью. Принимая на себя роль жреца собственного культа, поэт зачастую не способен удержаться от ощущения собственного всемогущества и всесилия над толпой, жаждущей его энергетики. По этой причине «образ кукловода» [5] также весьма распространен среди рокерской лирики.

Столь отличающаяся от иных поэтических жанров проблематика среди произведений рок-поэтов, несомненно, обусловлена временными рамками, в которые происходило становление данного течения. На тот период у людей отсутствовала какая-либо вера в личностную индивидуальность, вера в людей. Разнообразные войны и глобальные катастрофы уничтожили старые культурные стереотипы, лишили население нравственных ориентиров и экзистенциальных смыслов, в результате чего происходит полнейший переворот в мировоззренческих взглядах и умах человечества. Этим и объясняется принципиальное отличие философии рок-поэзии от прочих поэтических жанров.

В основном образ человека в рок-поэзии избавлен от гуманистической идеализации, свойственной ранее существующим и полностью перекликается с неоклассической философией времени своего образования. Сама личность, как феномен, «в рок-поэзии осознает собственную ущербность и неидеальность происходящего и уже не является мерой всего сущего, категорией самоценной и самодостаточной» [6]. Наблюдение за поведением и психологическим состоянием лирических героев в неидеальном обычном мире позволяет поэту прийти к откровенным и неутешительным умозаключениям. Именно данное качество, присущее рок-поэзии, и стало его отличительной чертой и визитной карточкой.

Рок-поэзия преимущественно настаивает на некоем новом обращении постижения мира, на принятии окружающего их макрокосма таким, каким он есть, приняв и осознав все его слабые и сильные черты. Именно таким образом, отказываясь от уверенности в рациональности всего происходящего вокруг.

Создавая картину окружающего мира, поэт акцентирует внимание на его иллюзорности, мнимости и эфемерности. В этом и заключается основной парадокс всей рок-поэзии: сама рациональность человечества представляет собой всего лишь легенду, а законы, написанные людьми, лишь обнажают свою собственную нелогичность. Уверенность в безопасности также абсолютно несостоятельна и глубоко наивна.

Являя собой один из жанров современного искусства, рок считает постоянный поиск и новизну обязательными условиями своего эстетического существования, а также максимально принимает и «уважает» возможность не только принять и понять данный ему в этот самый момент мир, но и по возможности изменить, улучшить мир:

Мы родились в тесных квартирах новых районов,

Мы потеряли невинность в боях за любовь.

Нам уже стали тесны одежды,

Сшитые вами для нас одежды,

И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше

Дальше действовать будем мы!

/«Дальше действовать будем мы», гр. «Кино»/ [7].

В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Несмотря на то, что протестность рока со временем теряет свой пафос, рок-поэзия тем не менее базируется на идее отрицания как такового [6].

Отметим, что проблематика, затрагиваемая в песенных текстах рок-поэтов, обусловлена определенными временными рамками, в которые зарождался данный жанр. Это был период полного отсутствия веры в людей, веры в личностную индивидуальность, период переворота в мировоззренческих настроениях людей, вызванного разнообразными войнами, катастрофами, что, в свою очередь, разрушило прежние социокультурные стереотипы и нравственные ориентиры:

Приветствую тебя, опасный мир,

Где мир спасать уже никто не может,

Где даже время сбрасывает кожу.

Приветствую тебя, непрочный мир.

/«Приветствую тебя, жестокий мир», гр. «Смысловые галлюцинации»/ [8].

Несомненно, центральной проблемой в рок-поэзии является тема конфликта между личностью и социумом, где в качестве социума выступает безликая, пассивная, жестокая толпа:

Приветствую тебя, жестокий мир,

Чем удивишь меня на этот раз?

Ты ждал меня, но только не сейчас,

Приветствую тебя, смертельный мир.

/«Приветствую тебя, жестокий мир», гр. «Смысловые галлюцинации»/ [8].

Несмотря на негативную атрибутику, тем не менее в тексте проскальзывает достаточно оптимистичный настрой героя произведения ко всему происходящему в этом «жестоком мире», но готового принять, полюбить, а порой и изменить его:

Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив,

Мы хотим жить, мы живучи, как кошки.

И вот мы пришли заявить о своих правах: «Да!»

Слышишь шелест плащей – это мы...

Дальше действовать будем мы!

/«Дальше действовать будем мы», гр. «Кино»/ [7].

Идейная проблематика поэзии заложена в поиске своего «я», приобщении к высшим ценностям, пути духовного становления личности, совершаемого на фоне конфликта с обществом.

В рок-поэзии, как утверждает Ю.Э. Пилюте, также выделяются и иные типы конфликтов [9]:

1. Конфликт «ирреальность – реальность» прослеживается в представлениях автора об «иллюзорности мира души и его приоритете». Все материальное тленно и несовершенно. («Вертикаль», гр. «Кукрыниксы»).

Я выбираю для себя вертикаль,

Здесь скоро явится на небо горизонталь.

Где по земле одна скитается маета,

Где что-то если останется, то пустота

/«Вертикаль», гр. «Кукрыниксы»/ [9].

2. Конфликт «мой мир – социум» предполагает «создание автором альтернативного мира», возвышенного и одухотворенного («Веселый мир», гр. «Агата Кристи»).

3. Конфликт «внутренне – внешнее» проявляется в неспособности героя понять и принять окружающую действительность, способную уничтожить его индивидуальность:

Куда бы я ни шёл,

Я всегда избегаю света,

Я не доверяю ни одной тени

И даже собственной.

/«Тень», гр. «Subway to Sally»/ [10].

4. Конфликт «я – он (она)» наблюдается между героями-антагонистами с присущими им убеждениями, вызывающими различного рода споры:

К чему эти споры – настанет день,

Ты убедишься сама,

Есть ли у неба дно и зачем

Тянется к небу трава.

/«Небо и трава», гр. «Наутилус Помпилиус»/ [11].

Заключение

Совершенно очевиден тот факт, что одной из самых значимых ценностей рок-поэзии является независимость каждой отдельной личности. Для преодоления диктата со стороны социума каждый индивид, помимо потребности в собственной независимости, нуждается в потребности обретения духовных сил, решимости изменить сложившиеся устои общества.

На наш взгляд, анализ рок-поэзии на материале песенных текстов даёт возможность проследить общую для данного поэтического направления систему личностных ценностей, идеалов, а также специфику авторского мировосприятия, что приводит к полному пересмотру восприятия реальности. В попытке найти решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человечество, рок-поэт тем самым еще более усугубляет конфликтные ситуации, что находит отражение в содержании текстов. Для рок-поэта предметный мир перестает иметь какую-либо важность и ценность, а сфера иррационального и духовного становится на вершину ценностной системы. И в этом случае хотим отметить тот факт, что тематическое разнообразие поэтических смыслов в рок-поэзии являет собой не более чем индивидуализм и особенности священной сферы жизни каждого отдельного рок-поэта.


Библиографическая ссылка

Исина Г.И., Саган А.И. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОК-ПОЭЗИИ: ИДЕАЛЫ И УСТАНОВКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 2. – С. 71-75;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=12029 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074