Одним из клинических разделов дисциплин, изучаемых студентами на втором и третьем годах обучения в медицинском вузе, является «Введение в клиническую медицину». В настоящее время каждый вуз Казахстана получил право самостоятельно формировать образовательные программы, выбирать и разрабатывать содержание, формы промежуточного и итогового контроля [1]. Создание и внедрение программы «session.kgmu.kz» позволило успешно осуществить промежуточную аттестацию обучающихся университета в форме письменного экзамена в онлайн-формате [2].
Цель исследования – проведение сравнительного анализа результатов промежуточной аттестации студентов третьего курса специальности 6В10102 «Общая медицина» НАО «Медицинский университет Караганды» по интегрированным дисциплинам «Пищеварительная система» и «Эндокринная система» в 2019–2020 и 2020–2021 учебном году.
Материалы и методы исследования
Методами исследования являлись: теоретические; педагогический эксперимент; наблюдение; метод научного анализа. Общая численность студентов третьего курса специальности «Общая медицина» НАО «Медицинский университет Караганды», в 2019–2020 учебном году составила 771, из них 353, 168 и 250 студентов с казахским, русским и английским языком обучения соответственно. В 2020–2021 учебном году проходили обучение 562 студента, из них 283, 131 и 148 с казахским, русским и английским языком обучения соответственно.
Результаты исследования и их обсуждение
Дистанционная форма обучения, использованная в образовательном процессе во всех вузах при пандемии COVID-19, была успешно внедрена в учебный процесс в VI семестре 2019–2020 учебного года и внесла коррективы в проведение промежуточной аттестации обучающихся. Для проведения письменного экзамена обучающихся в университете была разработана и внедрена программа «session.kgmu.kz» [2]. В других медицинских вузах проводился двухэтапный практический экзамен, который представлял собой на первом этапе непосредственную оценку знаний студентов сотрудниками кафедры пропедевтики внутренних болезней, а на втором этапе – проверку владения практическими навыками, он проводился профессорско-преподавательским составом терапевтических кафедр-постреквизитов в центре симуляционных технологий медицинского вуза [3]. Объединение терапевтических кафедр-пререквизитов и постреквизитов в Медицинском университете Караганды на основе междисциплинарной интеграции образовательного процесса позволило проводить на третьем курсе одноэтапный интегрированный экзамен обучающихся.
В 2020–2021 учебном году смешанная форма обучения студентов (онлайн-, офлайн-обучение) позволила продолжить использование данной программы при проведении промежуточной аттестации обучающихся. Учебный процесс на третьем курсе проводился по кредитно-модульному принципу, который включал изучение восьми модулей по следующим системам: дыхательная, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная, эндокринная, мочеполовая, кроветворная, нервная, пищеварительная. Каждый из этих модулей трактуется как дисциплина. Школой медицины университета назначался координатор по каждой из дисциплин, состав ответственных по каждому из разделов дисциплины определялся на кафедрах, задействованных в образовательном процессе на третьем курсе. По разделу «Введение в клиническую медицину – 2» дисциплин «Пищеварительная система» и «Эндокринная система» на кафедре внутренних болезней ответственным был назначен один преподаватель. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся им были подготовлены десять клинических ситуационных задач. Содержание клинических задач соответствовало цели, задачам и тематическому плану силлабуса дисциплины, клиническим синдромам при заболеваниях органов пищеварения, изучаемым студентами на третьем курсе.
Итоговый контроль знаний обучающихся проводился в форме письменного экзамена с соблюдением интегрированного подхода. По «Введению в клиническую медицину – 2» к клинической задаче были представлены два вопроса и по одному вопросу по остальным разделам, таким как «Биологическая химия», «Топографическая анатомия», «Гистология», «Физиология», «Патологическая физиология», «Патологическая анатомия», «Клиническая фармакология», «Лучевая диагностика». Для обучающихся на студенческом портале демонстрировался пример ситуационной задачи по патологии органов пищеварения с примерными вариантами ответов по девяти вопросам смежных разделов. Процессом загрузки экзаменационного материала за неделю до начала экзамена занимался координатор дисциплины. Продолжительность экзамена на https://session.kgmu.kz для каждого потока студентов третьего курса составляла 150 минут. При возникновении проблем во время сдачи экзамена обучающимся была предоставлена инструкция в «Руководстве для ППС по проведению промежуточной аттестации в онлайн-формате» [4]. При оценке экзаменационных работ применялся рандомный выбор варианта ситуационной задачи с соответствующими вопросами и автоматическое кодирование, т.е. присвоение идентификационного номера обучающемуся, благодаря чему экзаменатор не мог знать автора работы. После автоматизированной проверки письменных работ на антиплагиат через «Turnitin», экзаменаторы получали работы обучающихся с отчетами индекса подобия и оценивали ответы студентов в соответствии с разработанными и утвержденными на кафедре критериями с указанием в комментариях имеющихся в работе ошибок и неточностей [4, 5].
В предыдущем учебном году два обучающиеся (0,3 %), в текущем учебном году один студент (0,2 %) не были допущены до экзаменационной сессии из-за низкого текущего рейтинга, связанного с пропуском практических занятий и самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя (СРОП). Эффективность образовательной программы оценивалась по таким критериям успеваемости, как средний балл (0–4), качественная успеваемость и относительная успеваемость (0–100 %).
Анализ рейтинга текущей успеваемости и промежуточной аттестации студентов по двум дисциплинам третьего курса не выявил (≥ 15 %) различий в текущем учебном году (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ между текущим и итоговым рейтингом студентов третьего курса в 2020–2021 учебном году
Язык обучения |
Казахский |
Русский |
Английский |
|||
Дисциплина |
Текущий рейтинг ( %) |
Итоговый рейтинг ( %) |
Текущий рейтинг ( %) |
Итоговый рейтинг ( %) |
Текущий рейтинг ( %) |
Итоговый рейтинг ( %) |
Пищеварительная система |
79,3 |
78,9 |
80,4 |
79,8 |
79,0 |
76,8 |
Эндокринная система |
79,2 |
77,4 |
80,1 |
79,3 |
79,2 |
78,6 |
По итогам письменного экзамена в текущем учебном году средний балл по дисциплине «Пищеварительная система» составил в процентном эквиваленте 78,5 %, буквенном – В-, цифровом – 2,67 и был ниже предыдущего учебного года (79,6 %, В и 3,0 соответственно). Качественный показатель и относительная успеваемость в текущем учебном году по сравнению с предшествующим учебным годом составили 96,1 и 99,2 %, 99,8 и 100 % соответственно.
В текущем учебном году средний балл был низким (75 %, В-, 2,67) по дисциплине «Эндокринная система» в сравнении с 2019–2020 учебным годом (81 %, В, 3,07), с незначительным снижением, в процентном соотношении, с результатом «Пищеварительной системы».
Качественный показатель (98,0 %) предшествующего учебного года был выше текушего (93,7 %), не изменилась относительная успеваемость, 99,6 % и 99,5 % соответственно.
Сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации обучающихся по двум дисциплинам представлен на рис. 1. В 2020–2021 учебном году средний балл успеваемости по дисциплине «Пищеварительная система» среди групп с казахским и русским языками обучения был ниже в сравнении с предыдущим учебным годом, 79,1 % (В-) и 80, 3 % (В), 80,4 (В) и 82,4 (В) соответственно, тогда как в англоязычных группах оставался неизменным ( 76,3 %, В-).
Рис. 1. Сравнительный мониторинг среднего балла по дисциплинам «Пищеварительная система» и «Эндокринная система» у студентов третьего курса с различным языком обучения
В одиннадцати из двенадцати групп международного медицинского факультета итоговый средний балл варьировал от 75,0 % до 79,0 %, в одной группе был 80,0 %.
Более низкий средний балл в сравнении с предыдущим учебным годом, независимо от языка обучения, отмечен по «Эндокринной системе». Так, сравнительный анализ результатов экзамена текущего и предшествующего учебного года показал, что у студентов русскоязычных групп средний балл был 77,0 % и 81 %, с государственным языком обучения – 75 % и 81 % соответственно. У обучавшихся на английском языке оставался на уровне «С+», в предыдущем учебном году 74 % и в текущем – 73 %.
Результаты письменных работ по дисциплине «Пищеварительная система» у 267 (94,7 %) студентов с казахским языком обучения оценены как «хорошо», оценку «отлично» получили 2 (0,7 %) студента, продемонстрировав достаточно высокую компетентность по дисциплине. У остальных (4,6 %) работа оценена как «удовлетворительно». Неудовлетворительных оценок не было. Из обучавшихся на русском языке (131 студент) высокий уровень знаний, в частности ответ, оцененный на «А-», показал 1 (0,7 %) студент. Хорошую клиническую компетентность по изучаемому разделу продемонстрировали 124 (94,7 %) студента. Остальные (4,6 %) студенты показали удовлетворительный уровень знаний.
Из 148 студентов международного медицинского факультета третьего курса, у 145 (98,0 %) результаты письменных работ оценены как «хорошо», из них большинство студентов 88 (59,5 %) получили оценку «В-», у 31 (20,9 %) – средний балл «С+», у 28 (18,9 %) работа оценена на «В», «В+» получил 1 студент (0,7 %). 3 (2,0 %) обучающихся показали удовлетворительный уровень знаний. Неудовлетворительных оценок не было.
Согласно результатам промежуточной аттестации дисциплины «Эндокринная система» отличный уровень знаний («А-») показали 42 (7,5 %) студента, в предыдущем учебном году – 44 (5,7 %). Хорошее знание дисциплины продемонстрировали 383 (68,3 %) студентов. На «удовлетворительно» оценены письменные работы 26 (4,6 %) экзаменовавшихся. Отличное знание дисциплины показали 24 (8,5 %) студента казахского отделения, 18 (13,7 %) студентов русского отделения, хорошие знания показали 238 (84,4 %) студентов, обучавшихся на казахском языке, и 107 (81,7 %) обучавшихся на русском языке, 137 (92,6 %) иностранного отделения. Удовлетворительными показателями оценены экзаменационные работы 20 (7,1 %), 6 (4,6 %), 11 (7,4 %) обучавшихся на государственном, русском и английском языках соответственно.
Анализ результатов проверенных экзаменаторами кафедры письменных работ по разделу «Введение в клиническую медицину – 2» дисциплины «Пищеварительная система показал, что 1\4 обучавшихся, в частности 142 (25,3 %) студента, продемонстрировали отличные знания и их ответы были оценены на «А» и «А-».
Хороший уровень знаний отмечен у 273 (48,7 %) студентов, т.е. почти у половины обучавшихся на третьем курсе. Удовлетворительные оценки получили 142 (25,3 %) экзаменующихся. 4 (0,7 %) студента (по 2 с казахским и английским языком обучения) получили Fx, т.е. оценку ниже 49 баллов, но показали более полные ответы на остальные вопросы смежных разделов, что позитивно повлияло на общую итоговую оценку.
Студент, не согласный с результатом письменного экзамена, имел право подать апелляцию не позднее следующего рабочего дня после выставления оценки итогового контроля в Платонус. Повторное рассмотрение экзаменационной работы осуществлялось апелляционной комиссией, что позволяло ознакомиться с ответом экзаменующегося и выставить конечную оценку. Анализ представленных семи ответов студентов на вопросы раздела «Введение в клиническую медицину – 2» дисциплины «Пищеварительная система» и семнадцати работ по дисциплине «Эндокринная система» показал объективность выставленных оценок экзаменаторами кафедры (рис. 2).
Рис. 2. Количество студентов, подавших на апелляцию, по разделу «Введение в клиническую медицину – 2» дисциплины «Пищеварительная система» и «Эндокринная система»
Заключение
Сравнительный анализ результатов интегрированного письменного экзамена на третьем курсе текущего и предыдущего учебного года показал хороший уровень знаний у 2/3 студентов по дисциплине «Пищеварительная система», с незначительной тенденцией к снижению среднего балла 79,6 % до 78,5 %, качественного показателя с 99,2 % до 96,1 %. По дисциплине «Эндокринная система» средний балл и качественный показатель в текущем учебном году – 75 % и 93,7 %, были ниже показателей предшествующего года (81 и 98,0 % соответственно). В связи с продолжающейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире, связанной с пандемией COVID-19, многие студенты продолжили обучение в онлайн-режиме. Отсутствие прямого контакта преподавателя и обучающегося, невозможность обучения в Центре образовательных и симмуляционных технологий и непосредственно в лечебно-профилактическом учреждении под руководством преподавателя негативно отразились на результатах экзаменационной сессии. Во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 отсутствие реальной клинической среды обучения являлось существенным недостатком дистанционного обучения в медицинском образовании [2]. В формировании профессиональной компетентности врача большое значение имеет эффективная интеграция знаний, приобретенных на фундаментальных теоретических дисциплинах, и обучение на кафедре внутренних болезней безупречному владению навыками расспроса и коммуникативными навыками, клиническими методами обследования пациента.
Библиографическая ссылка
Тусупбекова К.Т., Ларюшина Е.М., Бутюгина М.Н., Оспанова Г.Г. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 5. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12052 (дата обращения: 23.11.2024).