Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ И ЛИЧНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОМАНИСТИКЕ

Базылова Б.К. 1 Даутова С.Б. 2
1 Казахский национальный женский педагогический университет
2 Казахский национальный педагогический университет имени Абая
В статье рассматривается своеобразие художественной реконструкции исторической эпохи и личности в новейшем историческом романе Казахстана. На материале романа-дилогии «Воины Золотой Орды» современного казахского писателя Нурлана Санжара проанализированы образы исторических личностей в связи с идеей государственности. Писатель изображает исторический период Золотой Орды, используя в качестве фактического материала письменные источники. Н. Санжар при создании дилогии выбрал документальный материал, исходя из своей концепции истории. С этой целью он акцентировал внимание на реальных фактах, сыгравших важную роль в истории народа. Использованный писателем исторический материал не является идеальным и образцовым. В статье показано своеобразие авторской реконструкции исторической эпохи и личности, которое выражается в том, что писатель, взяв за основу фактический материал, не вводит его в текст произведения без творческой обработки. Подлинные материалы редактируются, подвергаются изменениям с целью передать авторский замысел. При использовании фактического материала писатель стремился не искажать историческую правду и глубоко раскрыть жизненную правду. При отборе материала и его представлении читателю главную роль играет авторская концепция истории. Статья подготовлена в рамках реализации научного проекта (ИРН АР09261068), финансируемого МНВО РК.
новейший исторический роман
историческая личность
своеобразие
художественная реконструкция
историческая эпоха
1. Даутова С.Б., Оспанова Б.Р., Базылова Б.К. Тұлғаның көркемдік концепциясы және тарихи заман: коллективная монография. Алматы: Полиграфия и Сервис К, 2022. 155 с.
2. Ащеулова И.В. Историческая проза В. Шарова в контексте русской исторической прозы второй половины ХХ – начала ХХI в. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 1 (21). С. 80–97.
3. Санжар Н. Нежданный гость – Джучи. Алматы: Meloman Publishing, 2019. 272 с.
4. Хакимов Р.С., Фаверо М., Трепавлов В.В., Миргалеев И.М., Хаутала Р. Золотая Орда в мировой истории: коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 968 с.
5. Санжар Н. Бату-хан. Алматы: Meloman Publishing, 2021. 330 с.

Время требует новой интерпретации, нового осмысления исторического периода. Молодому поколению важно знать свои истоки, определить феномен нации, что возможно лишь через познание истории.

Новое восприятие исторического прошлого имеет влияние на уровень культуры, образования, государственной и общественной политики. Все эти процессы находят отражение в учебниках, художественных фильмах, исторических дискуссиях в интернете, в СМИ. У каждого свое видение, свое понимание исторического прошлого. Произведения, которые были написаны в советский период на историческую тему, несут печать идеологического влияния, обусловленного политической программой КПСС: историческая реальность и различные способы ее конструирования тесно взаимосвязаны. И сейчас важно исследовать взаимодействие литературы и истории, восстановить историческую память без вымысла и домысла.

В условиях глобальной трансформации историко-философских подходов к истории и особенностей ее изучения необходимо уделять больше внимания проблемам соответствия исторической реальности и действительности художественной. Новое осмысление исторического прошлого необходимо и важно, что и служит главной причиной того, что современная литература стремится воссоздать исторические события и жизнедеятельность исторических личностей, сыгравших важную роль в судьбе народа. Для современного исторического романа характерна новая интерпретация прошлого, другая концепция человека и истории. «Читатель оценивает историю и исторических личностей с морально-этической точки зрения, проблемы исторического прошлого воспринимает с позиции сегодняшнего дня, учитывая влияние глобализации и социализации на наше сознание и мировоззрение» [1, с. 141].

Стремление современной литературы к художественному воссозданию исторической эпохи Золотой Орды и ярких личностей того периода обусловлено назревшей необходимостью нового осмысления исторического прошлого. Цель нашего исследования – на материале романа-дилогии «Воины Золотой Орды» современного казахского писателя Нурлана Санжара рассмотреть своеобразие художественной реконструкции исторических материалов, особенности авторского видения исторической личности.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования выбрана дилогия Нурлана Санжара «Воины Золотой Орды», состоящая из романов «Нежданный гость – Джучи» (2019), «Бату-хан» (2020), где при использовании фактического материала романист стремился сохранить историческую правду. Это произведение поможет выявить своеобразие художественной реконструкции исторической эпохи и личности в новейшем романе Казахстана.

В статье использованы: культурно-исторический метод с целью рассмотрения художественных произведений в аспекте его связи с общественными изменениями, обусловленных культурно-историческими условиями; описательный метод, позволяющий характеризовать художественную концепцию личности в исторических романах Н. Санжара в контексте культурно-исторических, социальных проблем современности.

Результаты исследования и их обсуждение

Нурлан Санжар в романе-дилогии «Воины Золотой Орды» подводит читателя к мысли, что появление этнического народа казахов с определением его территориальных границ обусловлено целым рядом причин, одним из которых является Золотая Орда.

Автор романа-дилогии считает Золотую Орду первым государством казахов, начало которому положили воины Чингисхана, они, как и их предводитель, женились на девушках из завоеванных племен. Эти женщины, став матерями, живя на новой земле, не забывали родной язык и учили ему своих детей как «языку матери». Дети росли, становились воинами, которыми гордились и именовали их «кай», что означало «доблестный воин». Поскольку матери воинов были сакскими девушками, этих «кай» другие воины называли «саки». Так автор объясняет появление «кай-сак».

Писатель предлагает читателю новую концепцию видения завоеваний Бату-хана – как начало истории формирования нового народа, у истоков основания которого стояли воины Золотой Орды. «Обращение к истории, документально подтверждаемой, обусловлено попытками понять настоящее», – отмечает И. Ащеулова [2, с. 85].

Этот роман представляет собой своеобразную историческую хронику, в которой автор осуществил новую концепцию видения Золотой Орды – создание первой независимой страны кочевников – Великого улуса: «Об этом наша история: о рождении в Великой степи нежданных воинов каа-саков и о том, как язык их тюркских матерей помог героям выжить в жестокие военные времена, добиться успеха и стать новым этносом – казахами. Эти воины – дети войны – от нежданных гостей в степи становятся хозяевами исторического положения. Они начнут с чистого листа родословную-шежере в обретении новой территории собственного степного государства – Казахского ханства» [3, с. 10].

Поднимая вопрос о национальной самоидентичности и этногенезе казахов на новый уровень, Н. Санжар в своем романе проводит следующую мысль: автором идеологии объединения народов был сам Чингисхан, который таким образом хотел ликвидировать родовую распрю и объединить всех тюрков и мэнгу под общей идеологией «монгол», чтобы создать кочевое общество благоденствия – «Мәнгілік ел».

В своем романе «Бату-хан» автор обратил внимание читателя на то, что одним из важных факторов государственности казахского народа во времена Золотой Орды была его этническая самобытность и территория.

Произведение раскрывает новые обстоятельства, о которых стали говорить исследователи истории: «Золотая Орда возникла на карте как часть еще более обширного государственного образования, которое по своим размерам не имело прецедентов в истории, – Монгольской империи (Еке Монгол Улуса). Эта империя, завершив тысячелетнюю череду великих кочевых держав, довела до совершенства механизм объединения номадов, который периодически запускался в действие на протяжении предшествующих полутора тысячелетий» [4, с. 8].

Н. Санжар затронул важный вопрос об исторической памяти, о возникновении на евразийском континенте первого степного кочевого государства Улы Улыс, позже летописцами названного Золотой Ордой. Авторская концепция видения Золотой Орды заключается в том, что эта эпоха важна не только казахам, но и всей Великой степи, ее многочисленным малым и большим народам. В средние века было образовано первое степное независимое государство кочевников Улы Улыс, что охарактеризовало его как итог развития всей конно-кочевой цивилизации, путь к независимой государственности, суверенитету, от войны к созидательной жизни.

В своем романе Н. Санжар идею Чингисхана показывает через действия Бату, который старался распространить в Великой степи идеологию «монгол» – искоренение межэтнических распрей и создание условий для образования мифического государства «Мәнгілік ел». Писатель показывает ту роль, которую играли тюркские народы в истории человечества, и эта роль громадна.

Сюжетная канва исторического романа-дилогии Н. Санжара построена как цепь событий из жизни Чингисхана, автор уделяет внимание истории предков великого полководца. Опираясь на средневековую историческую хронику, писатель представил своему читателю фактографическую информацию об основных исторических моментах жизни кочевого народа: бытовой уклад, военные походы, структура армии. Но автор романа не ограничился лишь информативной характеристикой, ему важно было показать роль тюркского народа на исторической арене.

Повествование о великих походах Бату-хана начинается с 1235 г. Бату оповестил своих братьев. Он убедил их, что предстоящий поход на Запад должен стать грандиозной военной кампанией, в результате ее успешного завершения они расширят территорию не только улуса Жоши, но и раздвинут границы всей могучей монгольской империи на севере, востоке и западе континента. Бату здесь показан как человек, уважающий и чтящий обычаи тюрков: перед дорогой он заезжает на могилу своего отца – Жоши-хана: «Обычай этот был обязательный и трепетный, ибо с отцом их всех связывали не только жизнь и надежды, но, как считали они сами, смысл и назначение их рождения. Они выехали ранним утром из ставки, потом свернули на узкую дорогу, ведущую к мавзолею с голубым куполом, чтобы здесь поклониться праху великого родителя и получить от духа-аруака предка его благословение» [5, с. 15].

В центре внимания автора изображение судьбы женщин, воспитавших воинов. Это мать Тимучина, тюркская женщина Оян, его первая жена – коныратка Борте, которые собирали на полях сражений сирот и воспитывали их в своих тюркских традициях. Писателю было важно показать роль тюркской женщины в степи, дававшей детям первую и самую великую заповедь жизни: «Не забывай язык своей матери». Н. Санжар считает, что именно поэтому язык тюрков, каа-саков и их потомков казахов до сих пор уважительно зовется «Ана тілі» – язык матери, а Оян и Борте по праву считаются великими праматерями казахского народа.

Изображая судьбу народа каа-сака в те жестокие времена, Н. Санжар хотел обратить внимание читателя на истоки становления его как особой военной касты. Народный дух, их предназначение первым понял отец Бату-хана, Жоши-хан, и задался великой целью – создание Родины, где его воины могли бы жить в мире и где это стало бы более необходимым, чем стремление к военным действиям и конфликтам. Эту политику продолжил его сын Бату.

Н. Санжар практически не изображает картины военных действий, например, покорение русских городов умещается всего лишь на пяти страницах романа, тогда как В. Ян в своем романе «Батый» уделяет этим эпизодам наибольшее внимание. Для казахского писателя важно было показать действия героя, направленные на образование первого степного кочевого государства Улы Улыс. Лишь только из главы «Бешеные псы Чингисхана» читатель узнает о хитрости и жестокости Бату-хана, о чем лишь вскользь было упомянуто у В. Яна. Летом 1237 г. – год огненной курицы, войска Бату-хана достигли берегов Орала. Здесь встретились две большие армии Бату и булгарского келара.

Н. Санжар, изображая воинов в процессе молитвенного обращения их повелителя, характеризует Бату-хана как великого политика, сумевшего лишь одной молитвой подготовить воинов к войне. Одним из событий, характеризующих Бату, было массовое истребление беспомощного булгарского войска. Автор обращает внимание читателя на Бату, который не останавливается в своих действиях: он приказывает своим воинам отрезать уши у всех убитых: «Великий хан Угедей должен увидеть нас в деле! Отрежьте у каждого мертвеца правое ухо. Отправьте эти трофеи в Каракорум. Пусть хан удостоверится в нашей решительности! А этих живых не убивайте. Пусть уходят с миром к своим и рассказывают о нашей жестокости и милосердии тем, кто еще не покорился!» [5, с. 140]. Тем самым писатель демонстрирует жестокий монгольский нрав.

Н. Санжар изображает Бату не только как воина, обладающего выдержкой, принимающего мудрые решения по отношению не только к своим воинам, но также и как родственника, стремящегося укрепить родственные отношения среди чингизидов, статус «ага» – старшего брата.

Писателя привлекает и фигура хана Котана, его взаимоотношения с Бату-ханом. На протяжении всего романа Бату старается установить связь с непокоренными монголами кыпчакским ханом Котаном. Когда-то отец Бату Жоши разрушил Сыгынак, где правил Котан, и ему пришлось бежать со своим народом за Орал. И теперь Котану сложно было поверить добрым намерениям монгольского хана Бату: стать его союзником в утверждении тюркской власти. Но переговоры не увенчались успехом для Бату. От предложения собрать кыпчакские и остальные тюркские племена от Едиля до Дуная и присоединиться к Бату-хану, Котан отказывается: принять верное решение ему не дают былая злость и обида на обстоятельства.

Роман заканчивается возвращением войска Бату-хана в родные степи в 1242 г. и смертью великого хана монгольской империи Угедея. В последней главе «Золотая Орда» автор повествует, как Бату, вернувшись из западного похода, называет свои владения Улы Улыс, в которое входили отдельные уделы. Улы Улыс стало первым названием централизованного древнеказахского государства, которое имеет особое значение для современного Казахстана. В восточных источниках ставка Бату названа Ак-Ордой.

Роман «Бату-хан» предлагает новое прочтение истории тюрков о жизни завоевателя Великой степи Бату-хана, который создаст независимое кочевое государство Улы Улыс. Спустя века летописцы нарекут это великое степное государство Золотой Ордой. Опорой Бату-хана в обретении суверенитета станут его храбрые воины каа-саки – военное сословие передовых отрядов лучников и создателей таян-ямов, ставшие самостоятельным этносом, а после народом-войском Великой степи – казахами.

Н. Санжар с позиции своего времени подходит к разработке концепции исторической личности, по-новому рассматривает приоритет общечеловеческих ценностей; историю показывает через события, связанные с Джучи и Бату, имеющие ключевое значение в формировании государственности Казахстана. Писателю важно было акцентировать читательское внимание на отношении Чингисхана к матери, жене и детям – своим потомкам, миссии Джучи-хана, Бату-хана.

Заключение

Интерес Нурлана Санжара к истории своего народа, его культуре вызван тем, что писателю необходимо было не только понять, но и донести до современного читателя новое понимание истоков формирования нации, этнических особенностей характера. Художественная концепция истории требовала от писателя соблюдения соотношения художественного вымысла и фактов истории. Автор романа при воссоздании истории Золотой Орды опирался на исторические сведения, сыгравшие ключевую роль в формировании этноса – казахского народа, связанного единством языка, культуры, традиции и истории.

Подход Н. Санжара к разработке темы выделяется новизной. Изображение характера Чингисхана, его потомков связано с новым взглядом на историю, углублением психологизма и усилением нравственного критерия в оценке личности. Автор пытается понять степень и глубину противоречивости своего героя. Используя прием самораскрытия, писатель показывает духовную драму героя – человека своего времени. Фактографический материал, использованный писателем, не безупречен. Он при отборе исторических сведений для романа исходил из авторской концепции истории. Для него художественная реконструкция истории представляет возможность определить актуальную проблему, важную для современного читателя, которая поможет ему понять причины появления и развития его народа, даст не только объяснение истоков, но и позволит определить правильные ориентиры на будущее. Писатель, исходя из современной социальной ситуации, стремится восстановить утраченные нынешним поколением духовные связи с культурно-историческими традициями предков.

Характер исторической личности раскрывается через отражение межличностных, внутриличностных противоречий, которое требуется для сравнения мыслей и поступков героя с исторической действительностью и представлениями народа на протяжении определенного отрезка времени.

Н. Санжар при построении сюжета и композиции романа следует своей концепции, представляя развитие характера исторической личности, сочетает свой художественный идеал с актуальными задачами, стоящими перед казахстанским обществом сегодня. Писатель всегда тесно связан с окружающей его действительностью, большое влияние на его становление как творческой личности и как гражданина оказывает среда, культурный уровень, социальные запросы общества. Автор через жизненный путь не простого монгола представил свое видение истории – образование казахского ханства.


Библиографическая ссылка

Базылова Б.К., Даутова С.Б. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ И ЛИЧНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОМАНИСТИКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 4. – С. 37-41;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12156 (дата обращения: 18.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674