Новые социально-экономические условия, порожденные финансовым кризисом, поставили многих сотрудников государственных и коммерческих организаций перед необходимостью нахождения способов минимизации влияния стрессогенных ситуаций, связанных с необходимостью реорганизации предприятий, перепрофилированием деятельности, закрытия филиалов и отделов. Что требует от участников деловой коммуникации и специалистов по отбору кадров учета уровня коммуникативной компетентности и психологической культуры претендентов на должность, умения инициировать процесс поиска альтернативных управленческих решений при столкновении противоречивых интересов и взаимоисключающих мотивов деятельности.
В нашем исследовании была поставлена цель - изучение психологических условий оптимизации переговорного процесса у субъектов конфликта, за счет развития компонентов психологической культуры личности.
Психологическая культура личности понимается нами как интегративное свойство индивидуальности, проявляющееся в совокупности взаимосвязанных субъектных характеристик личности, позволяющих на основе их интеграции осуществлять актуализацию новых рефлексивных, творческих возможностей личности и адекватную ситуации ценностно-смысловую оценку интеракции. По нашему мнению, успешность переговорного процесса может зависеть от сформированности у субъектов конфликта специфической системы интегральных индивидуальных характеристик, определяющих уровень развития психологической культуры личности.
Для организации и осуществления исследования использовались следующие методы: стандартизированное наблюдение при моделировании ситуаций деловых переговоров; опросник «Психологическая культура личности» (Мотков О.И.); тест описания поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (в адаптации Гришиной Н.В.); тест на оценку самоконтроля в общении (Снайдер М.); тест для оценки коммуникативных умений; тренинг развития навыков ведения переговорного процесса.
Исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2009 года в несколько этапов в Ставропольском государственном университете. На первом этапе исследовалась выраженность психологической культуры личности и структуры интегральной индивидуальности студентов. На втором этапе осуществлялось моделирование конфликтных ситуаций, требующих актуализации переговорного процесса, в ходе которого велось стандартизированное наблюдение (использовалась видеокамера для последующей объективации и проверки данных наблюдения). На третьем этапе, с подгруппой испытуемых, имеющих низкий уровень эффективности ведения переговорного процесса осуществлялся групповой социально-психологический тренинг, по завершении которого анализировалась эффективность предложенной развивающей программы.
Анализ выраженности психологической культуры личности показал, что из 46 человек, принявших участие в исследовании, большинство (44%) обладают высоким уровнем развития психологической культуры, средним - 39%, низким -15%, псевдовысоким - 2%. При этом высокий и средний уровни психологической культуры имеют практически одинаковое процентное соотношение (разница 5%). У испытуемых с высоким уровнем психологической культуры обнаруживается структура индивидуальности, характеризующаяся наличием высокого уровня самосознания (65%), высокого уровня развития творчества (60%), высокого уровня развития коммуникативных навыков. Так же наблюдается тенденция к высокому уровню стремления к конструктивному общению (70%), к конструктивному ведению дел (65%), к саморазвитию (45%). При этом превалирует средний коммуникативный контроль, что говорит о способности таких людей подстраиваться к любой ситуации, не изменяя своим принципам и внутреннему Я. Для испытуемых с высоким уровнем психологической культуры в наибольшей степени характерен такой тип разрешения конфликтной ситуации, как «компромисс» (45%), в наименьшей степени характерно «сотрудничество» (10%), у 40% испытуемых обнаружено «соперничество» как тип реагирования на конфликт.
В группе испытуемых с низким уровнем психологической культуры, преобладает низкий уровень развития всех компонентов структуры индивидуальности: самопознание - низкие показатели обнаружены у 71% опрошенных, конструктивное общение - у 57%, саморегуляция-низкие показатели у 100% испытуемых, стремление к творчеству - у 86%, низкие показатели конструктивного ведения дел - у 86% испытуемых, саморазвитие - у 86%. Для данной группы испытуемых характерен средний уровень развития таких показателей, как коммуникативный контроль (71%) и коммуникативные навыки (57%).
На следующем этапе были смоделированы, а затем проиграны конфликтные ситуации в диадах, которые создавали необходимость проведения переговорного процесса. Были представлены ситуации, отражающие различные конфликты: между начальником и подчиненным, между двумя руководителями, между сотрудниками, находящимися в равных условиях, конфликт с участием третьей стороны.
Результаты наблюдения показали, что лидерами в переговорах выступали те испытуемые, у которых обнаружился высокий уровень психологической культуры, независимо от предпочитаемой стратегии поведения в конфликте. При этом испытуемые с низким уровнем развития психологической культуры и превалирующей стратегией поведения в конфликте «избегание» не смогли конструктивно провести ни одни переговоры. Испытуемые, у которых, по результатам исследования, выявлен высокий уровень психологической культуры, но преобладающей являлась стратегия «соперничество», не смогли конструктивно провести переговоры, прийти к взаимному согласию и удовлетворению сторон. Наиболее успешными были переговоры, проводимые с участием испытуемых с высоким уровнем развития психологической культуры и стратегией поведения «компромисс».
При повторном тестировании после проведения тренинга, низких показателей выраженности психологической культуры отмечено не было. Это говорит о том, что: 1) психологическую культуру можно повышать при помощи специально подобранных упражнений; 2) стратегия поведения в конфликтной ситуации неразрывно связана с уровнем психологической культуры; 3) успешность интеракции в переговорном процессе зависит от уровня психологической культуры и выраженности комплекса субъектных свойств индивидуальности.
Изменение основных показателей в структуре субъектных свойств индивидуальности после проведения комплекса развивающих упражнений указывает на то, что произошли существенные изменения в ценностно-смысловой оценки интеракции. Это проявилось в изменении выбираемой испытуемыми стратегии поведения в конфликтной ситуации. Тренинговые упражнения позволили их участникам не только развить основные качества, необходимые для успешной деловой коммуникации, но и по-новому оценить предмет столкновения интересов сторон, значимость установления партнерского межличностного взаимодействия.Библиографическая ссылка
Белых Т.В. Психологическая культура и эффективность ведения деловых переговоров у субъектов конфликта // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 33-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=21 (дата обращения: 21.11.2024).