Сейчас сфера образования, впрочем, как и любая другая сфера деятельности человека, не обходится без информационных технологий. Сфера информационных технологий - это сфера сотрудничества стран по всему миру. Можно утверждать, что сейчас качество образования находится в прямой зависимости от применения новых информационных технологий. Для решения этой проблемы нужно иметь квалифицированных педагогов, которые обладали бы компьютерными навыками настолько, что могли бы постоянно модернизировать образовательные технологии в зависимости от технических изменений во всем мире. Для того чтобы идти в ногу со временем от преподавателя, как специалиста, требуется умение оперировать информационными системами. Традиционные курсы видоизменяются и обновляются за счет включения в основной образовательный процесс сведений, представляемых компьютерными, видео- и аудио- техническими средствами обучения. А для некоторых дисциплин использование информационных технологий стало обязательным условием для осуществления учебного процесса.
Одна из главных целей информатизации образования заключается в подготовке специалистов, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями. Данный принцип формирует информационное мировоззрение, обеспечивает способность к самостоятельному поиску, обработке информации, групповой деятельности, сотрудничеству и создает базу для саморазвития в сфере информационных технологий. Применение информационных технологий позволяет раскрыть личностные качества, творческий потенциал и мышление.
Бурное развитие компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий в конце XX в. превратило индустриальное общество в информационное. Информация стала стратегическим ресурсом, определяющим развитие практически любого государства. Следствием информатизации общества явилась необходимость информатизации образования, поскольку эти процессы взаимосвязаны: информатизация любой сферы жизни общества требует качественных специалистов, а приобрестикачественное образование в информационном обществе можно только благодаря изучению информационных технологий и их использованию при подготовке специалистов. Одна из главных целей информатизации образования заключается в подготовке специалистов, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями.
Выпускник-педагог должен иметь информационное мировоззрение, обладать информационной культурой и информационной компетентностью, которая включает в себя способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач, к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей, готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий. Формирование информационной компетентности специалиста является важной задачей профессиональной подготовки в вузе.
Обеспечить подготовку таких специалистов можно, если:
- Управление образованием строить на основе автоматизированных банков данных информации и информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
- Обучение ориентировать на развитие профессиональных умений и навыков в соответствии с будущим профилем деятельности и современными условиями информатизации общества;
- Организационные формы и методы учебной деятельности, ориентировать на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать профессиональные знания и умения;
- Тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых. Осуществлять в электронном виде.
Главная задача информатизации в настоящий момент заключается в правильном использовании существующей техники, внедрении инновационных технологий. Успешное распространение информационных и коммуникационных технологий на этом этапе возможно только при системном подходе, последовательной реализации мероприятий, направленных на подготовку современных специалистов. Внедряя информационные и коммуникационные технологии, нужно учитывать две стороны:
- содержательную, включающую в себя задачи формирования содержания образования, которое должно обеспечивать информационное мировоззрение, информационную компетентность и информационную культуру выпускников;
- технологическую, предполагающую использование средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности всей системы обучения.
Потребность в умении решать профессиональные задачи с помощью специализированных пакетов программ приводит к необходимости увеличения объема времени, отведенного на изучение прикладных программных продуктов. Для этого в учебных планов вузов должны появляться курсы обучающего плана как для педагога, так и ученика в будущем.
Достаточный уровень полученных знаний позволит решать более сложные задачи на следующем уровне образования в области информатизации. Студент имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, активизировать внимание на ключевых словах, иллюстрировать текст по своему желанию для большей наглядности и лучшего восприятия изучаемого материала.
Современное программное обеспечение позволяет периодически проводить учебные занятия по всем дисциплинам с использованием компьютеров. А для этого необходимо желание преподавателей освоить передовой опыт в области информатизации.
Применение информационных технологий - это процесс применения преподавателем компьютерных технологий для осуществления образовательной воспитательной, контролирующей и творческой деятельности студентов с целью повышения качества подготовки специалистов
Новые информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Таким образом, педагогическое образование выходит на новый уровень качества подготовки специалиста-педагога, способного решать актуальные задачи образования и воспитания подрастающего поколения, умеющего решать для себя и своих воспитанников задачи информатизации и применения современных информационных технологий в педагогической учебной деятельности, для самообразования.
Библиографическая ссылка
Антонова А.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 54-55;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=256 (дата обращения: 03.12.2024).