Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Сташкова Т.Н.
 

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

 

 

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Одной из основных задач нашего «Центра развития ребенка» является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности.

Выбранное нами направление деятельности детского сада не явились для нас случайными, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление - повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Совместные досуги, праздники.
  • Участие родителей в выставках.
  • Организация дней открытых дверей.
  • Выпуск газет.
  • Организация мини-библиотеки.
  • Семинары - практикумы.
  • Устные педагогические журналы.
  • Игры с педагогическим содержанием.
  • Занятия о профессиях, которые проводят родители.

Расскажу подробно о формах работы с родителями в детском саду и, в частности, о работе по подготовке к школе:

1. Анкетирование, тестирование, диагностика.

  • Тестирование детей «Моя семья».
  • Тестирование детей «Два домика».
  • Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»
  • Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ.
  • Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»
  • По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе.
  • Выявление педагогической культуры родителей
  • Выявление особенностей воспитания детей в семье
  • Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
  • Определение типа детско-родительских отношений
  • *Игровое общение с ребенком.

Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.

1. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

2. Определение стиля общения воспитателя с родителями.

3. Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением.

3.1 Карта оценки особенностей развития ребенка.

3.2 Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей.

3.3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей

  1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику.
  2. Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.
  3. Методика «Половозрастная идентификация» ребенка-выпускника.

2. Беседы, консультации, рекомендации.

  • Внеплановые индивидуальные беседы.
  • Рекомендации по изучению педагогической литературы.
  • Рекомендации по использованию методических пособий.
  • Консультации врача.
  • Консультации учителя-логопеда.
  • Консультации педагога-психолога.
  • Консультации инструктора по физкультуре.
  • Консультации музыкального руководителя.

Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.

  1. Адаптация к школе.
  2. На пороге школы.
  3. Скоро в школу.
  4. Нежелание идти в школу.
  5. Балуем ребенка?
  6. Дисциплина - это обучение правильному поведению.
  7. Как развивать самостоятельность ребенка.
  8. Играя - познает мир.
  9. Детская любовь.
  10. Как помочь непопулярному школьнику найти друзей.
  11. Как научить ребенка общаться.
  12. Как научить ребенка защищаться.
  13. Научите ребенка правильно общаться с другими детьми.
  14. Ребенок-кривляка.
  15. Упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, негативизм.
  16. Трудные дети.
  17. Скоро в школу (мотив обучения).
  18. Компонент «школьнозрелости ребенка».

3. Организационные мероприятия.

  • День открытых дверей.
  • Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника».
  • Родительские собрания по проблемам воспитания детей.
  • Тренинги.
  • Родительская школа «Успешного родителя».
  • Педсоветы.

Организационные мероприятия по подготовке к школе.

Авторские программы для подготовки детей к школе

  • Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости), автор Т.Н. Сташкова
  • Программа «Мамы, в школу собирайтесь!» (программа подготовки родителей детей-выпускников к школе) авторский коллектив.
  • Педсовет - ситуативный практикум на тему «Старший дошкольник - будущий первоклассник» с участием родителей.
  • Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»
  • Тренинг для родителей «Развитие общительности.
  • Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки.
  • Собрание с элементами тренинга "Родители, позаботьтесь о себе!»
  • Заседание семейного клуба для родителей в форме игры «Счастливый случай».
  • Беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки!
  • Собрание «Посеять в детских душах доброту».

4. Выставки.

  • Выставки детского творчества.
  • Выставки творчества взрослых.
  • Выставка игрушек для игр дома.
  • Выставка детской литературы для семейного чтения.
  • Выставка педагогической литературы для семейного чтения.

5. Наглядность.

  • Рекламно-информационный стенд.
  • Подборка лекций педагогов-специалистов.
  • Подборка рекомендаций педагогов-специалистов.
  • Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности.
  • Подарки и приглашения к праздникам.
  • Газета для родителей «Скоро в школу».

6. Организация праздников и развлечений.

  • Подготовка детей.
  • Изготовление костюмов и атрибутов.
  • Исполнение ведущих ролей.
  • Организация дней рождения детей.
  • Участие в спортивных развлечениях.
  • Фотографирование детей, видеосъемка.

7. Помощь группе.

  • Оформление развивающей среды.
  • Изготовление пособий и атрибутов для занятий.
  • Ремонт мебели и оборудования.
  • Ремонт групповой комнаты.
  • Ведение кружков по интересам детей.
  • Организация экскурсий.
  • Спонсорская помощь.
  • Дежурства в ДОУ и на участке.

Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе.

Подобраны стихи, загадки и шарады о школе и учебных принадлежностях для чтения дома.


Библиографическая ссылка

Сташкова Т.Н. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 77-79;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=270 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074