Нам необходимо уяснить, почему в такой тяжелый период, когда публикуются сценарии скорого полного экономического краха США, ликвидации доллара как национальной и мировой резервной валюты, и даже предсказывается скорое расчленение США на несколько частей и т.д., это государство всё равно остаётся лидером мировой экономики. К сожалению, в оценках сегодняшнего кризиса в США, да и в мировой экономике в целом, нередко проявляется тенденция к примитивизации происходящего, попытка подменить серьёзный социально-экономический анализ хлёсткими лозунгами и утверждениями, порой противоречащими реальным фактам. Так что же происходит в США, каковы причины и последствия сегодняшнего кризиса? Каковы дальнейшие перспективы американской экономики?
Эксперты пишут о кризисе американской экономической модели. Нередко, правда, под экономической моделью понимается не то, что должно в неё включаться - это соотношение частного и государственного сектора в экономике; доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, характер трудовой этики и другие институциональные и исторические особенности. Часто американскую модель связывают лишь с большим внешним долгом, с притоком иностранных инвестиций, с дефицитом торгового и платёжного баланса, что не является отличительной чертой той или иной модели экономики, будь то развитой или развивающейся. Мы исследовали динамику экономического развития США и пришли к такому выводу, что на самом деле принципиальные черты американской модели - это особая роль предпринимательства и доминирующая роль частного сектора в экономике и обществе, относительно низкая доля государства в перераспределении ВВП. Это - высокая трудовая этика населения, стремление к успеху, отсутствие многих бюрократических и статусных преград.
Перечисляемые характеристики - это основа американской экономической модели, исторически присущие ей черты. В последние несколько десятилетий её дополнили несколько новых характеристик, заметно усиливших её сильные стороны. Речь идёт о постепенном переходе к гибкому, диверсифицированному и мелкосерийному производству, о повышении наукоёмкости всей экономики, о принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где ныне сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Нельзя не упомянуть и об эволюции собственности, где всё более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
Все эти тенденции, как представляется, в долговременном плане укрепляют американскую модель экономики, повышают её эффективность. Мы считаем, что именно такая модель экономики зарекомендовала себя как наиболее эффективная с экономической точки зрения, хотя и очевидно менее социально ориентированная, чем некоторые другие известные экономические модели (например, германская, скандинавская).
Разумеется, данная модель экономики, как, впрочем, и рыночная экономика вообще, не является идеальным хозяйственным механизмом. Ей присущи и известные «провалы» рынка, и тенденция к монополизации, и неспособность в полной мере производить и распределять общественные блага, и социальная дифференциация. Кризис конца первого десятилетия XXI века всё это в полной мере подтвердил. Этот кризис становится во многом вызовом американской модели, очередной проверкой её способности решать как традиционные рыночные, так и новые возникающие проблемы.
На основании вышесказанного заключаем, что заметное усиление роли государства и государственных расходов в экономике, наблюдаемое в настоящее время и в принципе присущее периодам экономических кризисов, вряд ли поколеблет основополагающие принципы американской экономической модели. Слишком органично и глубоко эта модель присуща американскому обществу, его культуре и психологии. А справится ли данная модель с новыми экономическими вызовами - покажет время.
Библиографическая ссылка
Медведева Е.Ю. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ ПРЕИМУЩЕСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 16-17;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=341 (дата обращения: 21.11.2024).