Цель работы: выяснить содержание гендерных ролей, транслируемых в популярных женских журналах. Объектом исследования стало содержание журнала «Работница» за 1931 и 1983 гг. и журнал «Cosmopolitan» за 2008 г., а предметом - фотографии, содержание статей, основные персонажи публикаций.
Работа выполнена по материалам учебного исследования по социологии под руководством И.Н.Терентьевой.
В журналах 1931 года женщины, по отдельности или группой, представлены на обложке в половине номеров. В подписи обычно нет фамилии и имени героини, но точно указано предприятие, например: «Златоуст. Механический завод. Ударница за погрузкой стружек» (Забрызганное лицо, в грязном фартуке и косынке, в юбке и рукавицах). Или, например: помощник механика на паровозе А. Васильева, жены шахтеров на субботнике - руками разбирают кучу камней, бригадирша бригады пайки и ремонта на заводе им. Ленина в Москве. Общий тон предприятий о работе на производстве - оптимистический, высоко оценивается вклад женщин в дело индустриализации, вопросы о «женском предназначении» не ставились.
Журнал «Работница» в 1983 году в основном сохраняет производственную и политическую ориентацию, о чем свидетельствует название статей: «Бригадир», «Сто мелочей завода», «Месяц год кормит». Но в журнале появляются статьи светского характера: отрывки из литературных произведений, статьи, посвященные знаменитым артистам, фотографии известных картин. В конце журнала, в две страницы, появляются публикации о моде, они призывают женщин не просто быть «двигателем прогресса», но развивать вкус, соответствовать моде и естественно все делать своими руками.
Характерна статья «Высокая судьба», посвященная пресс-конференции ЦК КПСС, «Опыт решения женского вопроса в СССР в условиях многонационального государства». В ней отмечено, что сформировался новый духовный облик женщины, так называемая роль женщина-мать. Основными нормами и обязанностями становится уже не производство, а воспитание детей, защита материнства, а также, несмотря на занятость женщин в семье, активное участие в культурной жизни общества.
Современный журнал «Cosmopolitan» является полной противоположностью советской "Работницы". Содержание его статей очень разнообразно: о красоте, здоровье, моде и макияже, отношениях и сексе, карьере и спорте; советуют, что читать и какое кино смотреть, как одеваться для собеседования и какой одеколон дарить любимому мужчине, что носить под прозрачную блузку и какого цвета стулья приобрести для новой кухни. Главными героями статей становятся чаще всего знаменитые люди: актеры, певцы, писатели, спортсмены. Содержание журнала в полной мере отражает его концепцию: «карьера», «красота» и «поклонники».
Основным направлением журнала является красота, эта тема представлена как «Локоны под прицелом», «Бодрое утро», «13 упражнений для стройных ног». Это красота носит потребительский характер, так как в журнале много разнообразной рекламы, которая призывает женщин поддерживать свою красоту покупками средств по уходу за всем, чем только можно и в огромном количестве.
Заключим, что журнал продвигает и поощряет так называемую «гламурную» роль женщины. Для нее характерно постоянное повышенное внимание к своей персоне, походы по магазинам, «шопинг», т.е. беспорядочная покупка всего, что нравится, а также безукоризненное следование моде.
Итак, рассмотренные журналы подтверждают активное участие государства и средств массовой информации в формировании гендерных норм и ролей: сначала с политикой эмансипации женщин и поддержки материнства, а затем - с политикой вытеснения женщины в сферу потребительства и домашнего хозяйства.
Полагаю, что ни в советское время, ни сейчас журналы не отражают реальной жизни, пытались и пытаются навязывать женщинам ценности и образцы поведения доминирующей культуры. Соответствовать или не соответствовать навязываемым образцам - решать каждой отдельной женщине, ведь способность выбора - основная характеристика личности.
Библиографическая ссылка
Щербаков Р.В. «РАБОТНИЦА» И «ГЛАМУР»: КАКИЕ ЦЕННОСТИ ТРАНСЛИРУЮТ СМИ? // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 38-39;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=365 (дата обращения: 03.12.2024).