Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Асылбекова Н.Т. 1
1 Варшавский технологический университет
В статье рассмотрены актуальные проблемы развития пищевой промышленности на современном этапе. Проведен анализ конкурентоспособности пищевой промышленности Республики Казахстан. Приводятся результаты анализа конкурентоспособности пищевой промышленности страны. В данной работе также анализируется ряд внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на динамику пищевой промышленности Казахстана. Описаны негативные тенденции, препятствующие развитию пищевой промышленности в Казахстане. Предложены ряд рекомендации по повышению конкурентоспособности пищевой промышленности РК.
анализ
конкуренция
конкурентоспособность
пищевая промышленность
тенденция развития
1. Дадабаева Д.М. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий Республики Казахстан: автореф. дис. ... канд.экон.наук. – Алматы, 2009. – С. 8–9.
2. Пищевая промышленность Казахстана: от плана к рынку. Институт политических решений. 22.06.2012.
3. Секторальный анализ промышленности Казахстана на предмет конкурентоспособности. АО «Казахстанское контрактное агентство». – Астана, 2011.
4. Саханова Г.Б. Развитие конкурентоспособности экономики Республики Казахстан: проблемы и перспективы: автореф. дис. ... канд.экон.наук. – Алматы, 2012. – 15 с.
5. www.stat.kz

В решении задач по обеспечению продуктами питания граждан Казахстана особая роль принадлежит пищевой промышленности. За годы Независимости республики в пищевой промышленности произошли значительные структурные изменения, которые предопределили дальнейший ход и динамику ее развития. В целом потенциал страны позволяет полностью обеспечить стабильность внутреннего продовольственного рынка и гарантированное его насыщение доступными продуктами питания. В свою очередь, производимые пищевые продукты должны быть высокого качества и конкурентоспособны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Только при наличии достаточной конкурентоспособности предприятие может стабильно существовать и функционировать в условиях конкуренции и получать доход. Вполне объективно, что деятельность по повышению и обеспечению конкурентоспособности предприятий в условиях рыночных отношений должна быть наиболее приоритетной среди всех других.

Осознание наличия и важности проблемы формирования конкурентоспособности на всех уровнях экономики нашло отражение в ежегодных посланиях Президента Н. Назарбаева к народу Казахстана и было обозначено в «Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 г.». Главные направления, указанные в этих программных документах, выдвигают серьезные задачи перед предприятиями по повышению конкурентоспособности. Совершенствование отечественной экономики, повышение ее конкурентоспособности путем активного использования инновационных подходов и наукоемких производств определяют пути последовательной реализации стратегии, учитывающие качественные и количественные изменения в экономике, нацеливают предприятия на высокий уровень экономического развития.

Цель исследования – на основе изучения и анализа конкурентоспособности пищевой промышленности Казахстана, разработать теоретические и практические рекомендациии по ее повышению.

Важную роль в обеспечении получения страной стабильной доли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укре­пления позиций отечественных предприятий как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний положительно сказывается на экономическом росте страны. В перспективе отечественные и зарубежные производители должны будут конкурировать при открытости рынков, а международные отношения – расширяться и углубляться за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран. Поэтому важно оценить факторы, способствующее формированию в рыночной экономике конкурентных преимуществ национальных фирм и рассмотреть особенности их воздействия в новых условиях.

Конкурентоспособность промышленного предприятия можно представить как способность организовать деятельность с полным использованием потенциальных возможностей направленных на повышение эффективности производства. Это обусловливает его развитие, на основе его конкурентных и преимуществ, возможность в определенный период соперничать ему с другими предприятиями – конкурентами на отраслевом рынке с приемлемым для него риском и удовлетворять потребителей поставляемыми товарами, услугами и выполняемыми работами. Из приведенной формулировки следует, что не все свойства предприятия входят в рассматриваемое понятие, а только их совокупность. В совокупность же свойств предприятия входят только те, которые дают возможность предприятию соперничать и функционировать на рынке [1].

В Казахстане развитие пищевой промышленности имеет важное значение, как с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны, так и развития аграрного сектора экономики, поскольку предприятия пищевой промышленности являются одними из самых крупных потребителей сельскохозяйственной продукции.

Пищевая промышленность – одно из стратегически важнейших звеньев национальной экономики каждой страны. Она призвана обеспечивать население страны разнообразным ассортиментом продуктов питания, соответствующим потребностям различных групп населения. Производимые пищевые продукты должны быть высокого качества и конкурентоспособны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В последние годы в различных сферах пищевой промышленности появляются предприятия, которые в условиях конкурентной среды за счет улучшения менеджмента, маркетинга, модернизации производства с ориентацией на передовые технологии выходят в лидеры и наращивают производство (таблица).

Уровень конкурентоспособности отдельных пищевых товаров в 2011 г.

Наименование товара

Масло подсолнечное

Маргарин

Масло сливочное

Сыр и творог

Шоколад, изделия из шоколада

Макароны

Доля отечественной продукции на внутреннем рынке, %

70,6

69,9

75,4

55,9

74,4

86,7

Коэффициент конкурентоспособности

0,152

0,046

-0,094

-0,237

-0,107

0,553

Мировой рынок пищевых продуктов стремительно растет более чем на 6 % в год, при этом уверенные темпы роста наблюдаются во всех его сегментах (например, масла и жиры – 7,2 %, молочная продукция – 6,5 %, хлебобулочные изделия – 5,2 %). Рынок довольно сильно раздроблен. Однако высокую концентрацию можно отметить на региональных рынках, а также в тех товарных категориях, где преобладают международные бренды (например, хлопья для завтрака, супы, кондитерские изделия). Данная отрасль в Казахстане обладает аналогичным потенциалом развития (среднегодовой темп роста ожидается на уровне 7,5 %) [3].

Пищевая промышленность Казахстана представлена многочисленными подотраслями, которые выпускают более 800 наименований пищевых продуктов и связаны с переработкой растительного и животноводческого сырья. К основным подотраслям относятся: мясная (11 % от общего объема производства продуктов питания), молочная (16,4 %), плодоовощная (11 %), мукомольная (20,3 %), масложировая (6,8 %). В пищевой отрасли на производство продуктов питания приходится 76,7 % (2012 год), напитков – 17 %.

Некоторые подотрасли пищевой промышленности сталкиваются с проблемой нехватки сырья, в частности, масложировая подотрасль. В молочной и сахарной промышленности в 2009 году наблюдалась проблема удорожания сырья. Сокращение площадей используемой пашни, снижение поголовья животных – все это сказывается на уровне производства в пищевой промышленности [3].

Казахстанская пищевая промышленность сегодня представлена 2830 действующими предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса, где наибольшая доля приходится на малый бизнес – свыше 2040 предприятий. Динамика численности занятых в пищевой промышленности за 2000–2009 годы характеризуется снижением с 76,1 тыс. человек в 2000 году до 64,5 тыс. человек в 2009 году (на 15,2 %), соответственно и сокращением доли занятых в отрасли с 10,7 % в 2000 году до 10,0 % в 2009 году. Но этот показатель за последние годы имеет положительную тенденцию. За 2011 год в производстве пищевых продуктов было занято свыше 69,1 тысяч человек или около 10,4 % всех занятых в промышленности [5].

Объем производства пищевой промышленности в 2012 году достиг 1011,9 млрд тенге, став на 12,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (рис. 1).

pic_36.wmf

Рис. 1. Динамика пищевой промышленности Республики Казахстан

Как показывает данные рис. 1, что за последние годы пищевая промышленность имеет положительную динамику развития. 2012 году по сравнению с 2007 г. объем пищевой промышленности увеличился
на 70 %.

Для производства достаточного количество продуктов питания в стране не хватает хорошего качественного сырья. Основная причина этого – преобладание в стране мелкотоварного сельхозпроизводства. В частности, свыше 90 % всего молока собирается на частных подворьях, что негативно сказывается на конкурентоспособности наших молочных продуктов. Для сравнения, в Беларуси крупными молочно-товарными фермами производится 90 % продукции, в России – 40 %. Таким образом, приоритетной задачей для перерабатывающих предприятий является обеспечение необходимым количеством качественного сырья [2].

По данным Агентства РК по Статистике, в 2012 г. производство пищевых продуктов и напитков занимало около 19,2 % всей обрабатывающей промышленности и 5,8 % от всей промышленной продукции (рис. 2).

pic_37.wmf

Рис. 2. Промышленное производство в Казахстане, 2012 г. (млн. тенге)

По сравнению с 2010 году в 2012 году доля в структуре обрабатывающей промышленности у отрасли производства пищевых продуктов возросла на 4 %.

Анализ деятельности предприятий пищевой промышленности выявляет ряд основных проблем, сдерживающих развитие отрасли. К ним относятся:

● разрушение связей в единой технологической цепи «поле–переработка–потребитель»;

● дефицит качественного сырья и отсутствие механизма обеспечения предприятий оборотными средствами для его сезонного приобретения;

● отсутствие финансовых средств у большинства предприятий для обновления производства;

● отсутствие инфраструктуры по закупке сельхозсырья, ориентированной на мелкотоварное производство;

● нерешенность проблем обработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.

Для производства достаточного количество продуктов питания в стране не хватает хорошего качественного сырья. Основная причина этого – преобладание в стране мелкотоварного сельхозпроизводства. В частности, свыше 90 % всего молока собирается на частных подворьях, что негативно сказывается на конкурентоспособности наших молочных продуктов. Для сравнения, в Беларуси крупными молочно-товарными фермами производится 90 % продукции, в России – 40 %. Таким образом, приоритетной задачей для перерабатывающих предприятий является обеспечение необходимым количеством качественного сырья.

Сегодня отечественная пищевая промышленность не может насытить внутренний рынок по широкому ассортименту товаров. Несмотря на наличие внутреннего производства, его объем не удовлетворяет потребностей республики, по ряду продуктовых позиций имеется высокая зависимость от импорта. Это обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем развития производства глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и их постепенным сокращением (рис. 3).

pic_38.wmf

Рис. 3. Размер рынка пищевой промышленности РК (2008–2012 гг.)

В экспорте продукции пищевой промышленности наибольшая доля приходится на экспорт муки (71 % по итогам 2012 года). Данный товар экспортируется в Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркмению, Афганистан, Монголию и другие. Это усиливает положение Казахстана, входящего в десятку крупнейших мировых экспортеров зерна и муки. Кроме того, значительная доля приходится на экспорт круп, рыбы и рыбных продуктов, а также сахара, в относительно небольших объемах – на долю масел растительных, шоколада и кондитерских изделий, мяса и птицы, овощей и молочных продуктов.

Превышение импорта над экспортом в процентах к объему потребления составляет: мясу и мясопродуктам – 11,4 %, яйцу – 38,6 %, молоку и молочным продуктам – 7,9 %, маслу растительному – 121,8 %, что свидетельствует о неконкурентоспособности отечественной продукции.

Низкая конкурентоспособность пищевой промышленности ведет к росту импорта с высокой степенью переработки. Конкурентоспособность продуктов питания иностранного производства обусловлена следующими основными факторами:

● импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев отечественным по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Использование современных технологий обработки продуктов позволяет иностранным компаниям существенно снизить потери при их производстве, переработке и хранении;

● устаревшие производственные фонды сельскохозяйственного назначения, требующие обновления и модернизации, не позволяют многим фермерским хозяйствам и предприятиям перерабатывающей промышленности увеличивать объемы производимой продукции. В настоящее время степень износа основного капитала в пищевой промышленности республики составляет 29,4 %, коэффициент обновления основных фондов равен 13,4 %, коэффициент выбытия – 3,4 %;

● неразвитость земельных и водных отношений в республике является барьером для развития АПК. Несмотря на то, что основной целью приватизации являлась передача собственности в руки наиболее эффективных товаропроизводителей, из-за несовершенства механизма приватизации на селе, значительная часть неиспользуемых земель и основных фондов оказалась в собственности прекративших нормальное функционирование хозяйств;

● неэффективный менеджмент и маркетинг в агропродовольственном секторе экономики, отсутствие у большинства крестьянских и фермерских хозяйств позитивного опыта работы в условиях рыночной экономики [4].

Конкурентоспособность отечественных предприятий на внешних рынках зависит, прежде всего, от их качества и соответствия их продукции высоким мировым стандартам, экологическим и санитарным требованиям. Важную роль также здесь играют потребительские предпочтения. Ценовая конкурентоспособность таких товаров на внешних рынках играет вторичную роль. Казахстанские потребительские товары европейского уровня качества, но с низкой ценой не могут конкурировать на рынках развитых стран из-за действия антидемпинговых ограничений. В настоящее время необходимо, прежде всего, повысить их конкурентоспособность на внутреннем рынке. На основе проведенного анализа, продукция, по которым наблюдается улучшение качества, как правило, дороже импортных, в первую очередь, российских и украинских. Основная проблема для достижения конкурентоспособности по таким товарам – снижение цен, что крайне важно в условиях меняющегося платежеспособного спроса населения.

Результаты исследования и выводы

Проблема оценки и управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности в РК осложняется проблемами общего спада производства, отсутствием рынка информации о характеристиках предприятий-конкурентов. У основной массы предприятий на первое место встает проблема выживаемости, преодоление финансовых трудностей, многим предприятиям грозит процедура банкротства. В данных условиях, с одной стороны, заниматься оценкой конкурентоспособности предприятия достаточно сложно, с другой – для выхода предприятия на высокий уровень конкурентоспособности, необходимо оценить его потенциал, проанализировав все факторы конкурентоспособности предприятия, без этого невозможно разработать стратегию дальнейшего развития предприятия. В связи с этим, создание системы управления конкурентоспособностью становится важнейшим условием дальнейшего существования
предприятий.

Отечественная пищевая промышленность, обладая хорошим опытом по производству доброкачественной продукции, изготовленной из натурального сырья, имеет хорошие шансы для выхода в перспективе со своей продукцией на внешние рынки, таким образом, увеличивая свой вклад в развитие экономики Казахстана.

В Казахстане стратегически выгодно заниматься промышленной переработкой плодоовощных культур, что обусловливается благоприятным климатом, доступом к трудовым ресурсам, растущим спросом со стороны населения, ростом экспортного потенциала. В республике в целом удовлетворяется потребность в картофеле, свежих овощных и бахчевых культурах. Однако, высокие цены, узкий ассортимент выпускаемой продукции, отсутствие должного товарного вида, связанные с дороговизной тары и упаковки, высокими транспортными затратами, снижение потребительского спроса на отечественную плодоовощную продукцию на внутреннем и внешнем рынках привели к их неконкурентоспособности.

Для развития пищевой промышленности необходимо создание конкурентных рынков, формирование благоприятных условий для появления и входа на рынки новых участников, а также конкурентной среды совершенствование инструментов развития конкуренции включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по региональному развитию, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.

В современных условиях для повышения конкурентоспособности предприятиям необходимо пересмотреть свой производственный потенциал. С помощью реструктуризации предприятия, направленной на ликвидацию убыточных производств, замену непрогрессивных технологических процессов на инновационные и ресурсосберегающие. Результатом должно стать сокращение издержек производства и рост реализации продукции.


Библиографическая ссылка

Асылбекова Н.Т. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 145-150;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3905 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674