Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Налчаджи Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
В статье рассматриваютсясовременные проблемы совершенствования финансового управления системы высшего профессионального образования. Отмечается, что эффективный процесс модернизации образования возможен в условиях реализации системного подхода и взаимодействия различных уровней управления образованием. Уточняется значение внедрения современных методик оценки результативности и эффективности образовательных услуг.
финансовый механизм
модернизация
аутсорсинг
управленческий анализ
трансфертное ценообразование
управление по результатам
1. Финансовый механизм управления образованием в условиях реформирования бюджетного процесса / Р.В. Гурфова, М.В. Аликаева, Т.А. Налчаджи, Б.В. Казиева, И.Ю. Гедгафова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3.
2. Купро Е.Г. Проблемы финансирования высших учебных заведений в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – № 21. – 2007.
3. Мальцева Г.И., Романенко Т.В. Аутсорсинг, трансфертное ценообразование, проектно ориентированное бюджетирование, внутренний контроль и аудит эффективности использования ресурсов при реализации финансовой стратегии вуза // Университетское управление: практика и анализ. – Екатеринбург: Изд-воУрГУ, 2006. – № 6. – С. 71–78.
4. Миргалеева И.В. Проблемы финансирования системы образования на современном этапе // Научно-информационный журнал «Экономические науки». – 2009. – № 10(59). – С. 445–449.
5. Тараканов В.В. Перспективы развития финансового механизма системы высшего профессионального образования в России // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2010. – № 2.

Одной из целей реформирования сферы образования России является преобразование финансового управления образовательными учреждениями. В этой связи задачей совершенствования финансового управления является повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, совершенствование финансовой отчетности, использование современных методов финансового анализа и менеджмента.

Усиление глобальных процессов в экономике, рост потребностей членов общества в образовательных услугах создают условия для совершенствования финансового управления системой высшего профессионального образования. Сущность этого процесса в современных экономических условиях сводится к следующему:

– расширение прав и ответственности вузов в решении вопросов бюджета;

– внедрение прогрессивных форм финансовой отчетности и актуальных методов финансового управления;

– совершенствование системы оценки качества деятельности вузов;

– объем финансирования должен определяться количественными показателями деятельности вуза.

Финансовые отношения в системе образования находятся в постоянном развитии. В настоящее время образовательные учреждения в регионах сталкиваются с проблемами недостаточной эффективности функционирующих методов управления финансами. Основным источником финансирования региональной системы образования на данном этапе реформирования образования является бюджетное финансирование, которое носит целевой характер и регламентируется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Функционирующий в настоящее время механизм бюджетного финансирования сталкивается с комплексом проблем. Реструктурирование бюджетных отношений в образовании предполагает формирование такой модели управления финансами образовательного учреждения, котораяобеспечит эффективное функционирование образовательной системы в рыночных условиях [1].

Совершенствование и обновление методов финансового управления в сфере высшего образования становится необходимым этапом в процессе развития образования в условиях усиления глобальных процессов и возникновения «экономики знаний».

Практика реформирования образования на современном этапе развития социальной инфраструктуры России с учетом ее специфических особенностей требует применения системного подхода в совокупности и элементами теории финансов и финансового менеджмента [2].

Модель совершенствования финансового управления системы высшего профессионального образования необходимо дополнить рыночными факторами, учитывающими специфику функционирования вузов.

Важное место в процессе совершенствования финансового управления образованием приобретает использование современных методик оценки результативности и эффективности образовательных услуг [4].

Основные направления совершенствования финансового управления в системе высшего профессионального образования в России предполагают:

1) переход к финансовому обеспечениюдеятельности в сфере образования на основе выполнения государственного задания;

2) использование методов бюджетирования, направленных на достижение определенных результатов;

3) возрастание самостоятельности и ответственности образовательных учреждений в финансовой сферена основе использования методов планирования, прогнозирования, инвестирования, кредитования, лизинга, страхования, финансового маркетинга;

4) создание системы налогового стимулирования деятельности вузов на всех уровнях управления образованием;

5) внедрение современных методик финансовой отчетности и финансового менеджмента [3].

Переход к сметному финансированию государственного задания на подготовку специалиста направлен на выявление резервов в использовании материальных и финансовых ресурсов образовательного учреждения, проведение оптимальной ценовой политики, повышение ответственности руководителей за результаты деятельности вуза, предусматривает совершенствование структуры финансового управления образовательного учреждения и реализация инновационных функций финансового управления при реализации образовательных услуг и проектов, среди которых образовательные программы, а также научные, инновационные, инвестиционные и другие проекты в образовательной сфере.

Моделирование процесса реализации проектов в образовательной сфере как одного из центров доходов, перераспределение иным структурным подразделениям непрофильных видов деятельности представляет собой механизм использования внутреннего аутсорсинга в управлении финансами. Объектами аутсорсинга могут стать:

– контроль качества образовательных услуг,

– управленческий учет,

– контроль финансовой деятельности,

– менеджмент персонала,

– маркетинговые исследования и консалтинг,

– правовые услуги,

– коммунальные и прочие услуги.

В качестве методического подхода в процессе перераспределения финансовых ресурсов образовательных учреждений при реализации образовательных и других проектов может стать трансфертное ценообразование, которое направлено на повышение эффективности совместной деятельности подразделений, формировать систему цен на предоставляемые услуги или ресурсы, перемещаемых между центрами финансовой ответственности и подразделениями образовательного учреждения [3].

Одним из факторов формирования и развития системы комплексной управленческой отчетности является наличие развитой информационной среды образовательного учреждения, которая позволяет в рамках учетно-аналитической системы проводить управленческий анализ, формировать своевременную и достоверную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Концепция перехода образовательного учреждения от сметного финансирования к управлению результатами позволит обосновать и реализовать методологию совершенствования финансового управления.


Библиографическая ссылка

Налчаджи Т.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 151-152;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3906 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674