Одной из целей реформирования сферы образования России является преобразование финансового управления образовательными учреждениями. В этой связи задачей совершенствования финансового управления является повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, совершенствование финансовой отчетности, использование современных методов финансового анализа и менеджмента.
Усиление глобальных процессов в экономике, рост потребностей членов общества в образовательных услугах создают условия для совершенствования финансового управления системой высшего профессионального образования. Сущность этого процесса в современных экономических условиях сводится к следующему:
– расширение прав и ответственности вузов в решении вопросов бюджета;
– внедрение прогрессивных форм финансовой отчетности и актуальных методов финансового управления;
– совершенствование системы оценки качества деятельности вузов;
– объем финансирования должен определяться количественными показателями деятельности вуза.
Финансовые отношения в системе образования находятся в постоянном развитии. В настоящее время образовательные учреждения в регионах сталкиваются с проблемами недостаточной эффективности функционирующих методов управления финансами. Основным источником финансирования региональной системы образования на данном этапе реформирования образования является бюджетное финансирование, которое носит целевой характер и регламентируется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Функционирующий в настоящее время механизм бюджетного финансирования сталкивается с комплексом проблем. Реструктурирование бюджетных отношений в образовании предполагает формирование такой модели управления финансами образовательного учреждения, котораяобеспечит эффективное функционирование образовательной системы в рыночных условиях [1].
Совершенствование и обновление методов финансового управления в сфере высшего образования становится необходимым этапом в процессе развития образования в условиях усиления глобальных процессов и возникновения «экономики знаний».
Практика реформирования образования на современном этапе развития социальной инфраструктуры России с учетом ее специфических особенностей требует применения системного подхода в совокупности и элементами теории финансов и финансового менеджмента [2].
Модель совершенствования финансового управления системы высшего профессионального образования необходимо дополнить рыночными факторами, учитывающими специфику функционирования вузов.
Важное место в процессе совершенствования финансового управления образованием приобретает использование современных методик оценки результативности и эффективности образовательных услуг [4].
Основные направления совершенствования финансового управления в системе высшего профессионального образования в России предполагают:
1) переход к финансовому обеспечениюдеятельности в сфере образования на основе выполнения государственного задания;
2) использование методов бюджетирования, направленных на достижение определенных результатов;
3) возрастание самостоятельности и ответственности образовательных учреждений в финансовой сферена основе использования методов планирования, прогнозирования, инвестирования, кредитования, лизинга, страхования, финансового маркетинга;
4) создание системы налогового стимулирования деятельности вузов на всех уровнях управления образованием;
5) внедрение современных методик финансовой отчетности и финансового менеджмента [3].
Переход к сметному финансированию государственного задания на подготовку специалиста направлен на выявление резервов в использовании материальных и финансовых ресурсов образовательного учреждения, проведение оптимальной ценовой политики, повышение ответственности руководителей за результаты деятельности вуза, предусматривает совершенствование структуры финансового управления образовательного учреждения и реализация инновационных функций финансового управления при реализации образовательных услуг и проектов, среди которых образовательные программы, а также научные, инновационные, инвестиционные и другие проекты в образовательной сфере.
Моделирование процесса реализации проектов в образовательной сфере как одного из центров доходов, перераспределение иным структурным подразделениям непрофильных видов деятельности представляет собой механизм использования внутреннего аутсорсинга в управлении финансами. Объектами аутсорсинга могут стать:
– контроль качества образовательных услуг,
– управленческий учет,
– контроль финансовой деятельности,
– менеджмент персонала,
– маркетинговые исследования и консалтинг,
– правовые услуги,
– коммунальные и прочие услуги.
В качестве методического подхода в процессе перераспределения финансовых ресурсов образовательных учреждений при реализации образовательных и других проектов может стать трансфертное ценообразование, которое направлено на повышение эффективности совместной деятельности подразделений, формировать систему цен на предоставляемые услуги или ресурсы, перемещаемых между центрами финансовой ответственности и подразделениями образовательного учреждения [3].
Одним из факторов формирования и развития системы комплексной управленческой отчетности является наличие развитой информационной среды образовательного учреждения, которая позволяет в рамках учетно-аналитической системы проводить управленческий анализ, формировать своевременную и достоверную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
Концепция перехода образовательного учреждения от сметного финансирования к управлению результатами позволит обосновать и реализовать методологию совершенствования финансового управления.
Библиографическая ссылка
Налчаджи Т.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 151-152;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3906 (дата обращения: 23.11.2024).