Подписание Российской Федерацией Болонского соглашения явилось толчком к изучению тестовых технологий и встраивании их в систему измерения качества образования. Технологии тестирования позволяют:
- оценить результаты обучения большого контингента студентов,
- подготовить ВУЗ к аттестации,
- улучшить внутривузовскую систему качества образовательного процесса.
В ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрав-соцразвития России, с целью совершенствования системы обеспечения качества образовательного процесса, введено 4-х кратное компьютерное тестирование на соответствие полученных знаний установленным требованиям по всем блокам дисциплин учебного плана:
гуманитарные и социально-экономические,
- естественнонаучные, математические и медико-биологические,
- профессиональные дисциплины,
- дисциплины специальности.
Установлено пороговое значение текущего уровня знаний при тестировании - 60%, значения от 61-70% соответствуют «удовлетворительному», от 71-85% -«хорошему», от 86-100% - «отличному» уровню знаний. Результаты тестирования на соответствие полученных знаний установленным требованиям по дисциплинам, заканчивающимся зачетом, сопоставлялись с рейтинговой оценкой работы этих студентов на протяжении семестра. А результаты тестирования на соответствие полученных знаний установленным требованиям по дисциплинам, заканчивающимся экзаменами -с оценкой на экзамене.
На протяжении 2009/2010 учебного года протестировано более 60% студентов I-Vl-ro курсов следующих специальностей:
- 060101 - Лечебное дело;
- 060103 -Педиатрия;
-060104-Медико-профилактическое дело;
- 060105 - Стоматология;
- 060108 - Фармация.
Анализ годовых результатов тестирования на соответствие полученных знаний установленным требованиям показал снижение качественного показателя на всех факультетах. Студенты I—III курсов тестировались по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Максимальный процент снижения качественного показателя по этому блоку дисциплин отмечен на медико-профилактическом (60%), фармацевтическом (53%) факультетах; меньший процент - на лечебном (37%), стоматологическом (24%) факультетах (рис.1).
Рис.1. Снижение качественного показателя на факультетах по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
По естественнонаучному блоку дисциплин тестировались студенты I-V курсов. Наибольшее снижение качественного показателя по дисциплинам данного блока выявлено на медико-профилактическом (53%) факультете, меньше на лечебном (38%), педиатрическом (25%), фармацевтическом (24%), стоматологическом (6%) факультетах (рис.2).
Рис.2. Снижение качественного показателя на факультетах по естественнонаучным дисциплинам
По дисциплинам специальности тестировались студенты II-VI курсов. В порядке уменьшения процента снижения качественного показателя факультеты расположились следующим образом: фармацевтический (41%), стоматологический (38%). медико-профилактический (37%). лечебный (32%), педиатрический (30%) (рис.3).
Рис.3. Снижение качественного показателя на факультетах по дисциплинам специальности
По профессиональному блоку дисциплин тестировались студенты IV -VI курсов. Максимальный процент снижения качественного показателя по дисциплинам данного блока выявлен на медико-профилактическом (83%), стоматологическом (76%), педиатрическом (64%), лечебном (48%), меньше - на фармацевтическом (17%) факультетах (рис.4).
Рис.4. Снижение качественного показателя на факультетах по профессиональным дисциплинам
Наименьшее снижение уровня знаний на всех факультетах отмечено по дисциплинам специальности, максимальное - по блоку профессиональных дисциплин.
Результаты тестирования, проведенного в декабре и апреле 2009/2010 учебного года, сравнивались с рейтинговой оценкой работы студентов в семестрах. Качественный показатель при тестировании в декабре по всем факультетам снизился на 28%. Наибольшее его уменьшение отмечено на лечебном (39%) и педиатрическом (37%) факультетах, меньше на фармацевтическом (19%) и медико-профилактическом (7%) факультетах.
По результатам тестирования, проведенного в апреле 2009/2010 учебного года, качественный показатель снизился по всем факультетам на 17%. Максимальное уменьшение отмечено на педиатрическом факультете (25%), меньше на стоматологическом (19%) и фармацевтическом (11%) факультетах.
По следующим дисциплинам качественный показатель снизился на 30% и более процентов на нескольких факультетах:
- «Английский язык» на фармацевтическом, медико-профилактическом (первый и второй курсы) факультетах;
- «Клиническая патофизиология» на лечебном, стоматологическом, педиатрическом факультетах;
- «Лучевая диагностика и терапия» на лечебном, педиатрическом факультетах;
- «Онкология» на педиатрическом, медико-профилактическом факультетах;
- «Эндокринология» на лечебном, педиатрическом, м е дико-профилактическом факультетах.
Результаты тестирования, проведенного в феврале и сентябре 2009/2010 учебного года, сравнивались с оценкой на экзамене. По результатам февральского тестирования на всех факультетах качественный показатель снизился на 24,8%. Максимальное его уменьшение на лечебном факультете (42%), меньше -на стоматологическом (29%), медико-профилактическом (23%), фармацевтическом (19%), педиатрическом (2%) факультетах.
Тестирование, проведенное в сентябре 2009/2010 учебного года, выявило снижение качественного показателя на всех факультетах на 40%. Максимальный процент снижения качественного показателя по факультетам составил: по лечебному и медико-профилактическому
- 53% факультетам, стоматологическому
- 37%, фармацевтическому - 30%, педиатрическому - 10 % факультетам.
На нескольких факультетах уровень знаний снизился на 30% и более процентов по следующим дисциплинам:
- «Анатомия» на лечебном, стоматологическом, медико-профилактическом факультетах;
- «Биология» на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, фармацевтическом;
- «Биохимия» на лечебном, стоматологическом факультетах, фармацевтическом; медико-профилактическом факультетах;
- «Внутренние болезни» на лечебном, стоматологическом, медико-профилактическом факультетах;
- «Инфекционные болезни» на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом факультетах;
- «Микробиология» на педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом, фармацевтическом факультетах;
- «Нормальная физиология» на лечебном, стоматологическом, факультетах, медико-профилактическом факультетах;
- «ОМОН в ЧС» на лечебном, стоматологическом, медико-профилактическом, фармацевтическом факультетах;
- «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом факультетах;
- «Офтальмология» на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом факультетах;
- «Патологическая анатомия» на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах;
- «Фармакология» на лечебном, стоматологическом факультетах, фармацевтическом факультетах;
- «Физика» на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом факультетах;
- «Химия общая» на лечебном, стоматологическом, медико-профилактическом, фармацевтическом факультетах;
- «Хирургические болезни» на лечебном, стоматологическом, медико-профилактическом факультетах.
В чем же причины таких результатов? Большинство кафедр видят причину низкого результата тестирования в низком уровне подготовки абитуриентов, прием которых осуществляется на основании единого государственного экзамена, не учитывающую специфику медицинского ВУЗа, что приводит к потере интереса студентов к учебе, к своей будущей профессии. Низкая посещаемость лекций и практических занятий, недостаток времени, отводимого на подготовку,- причины полученных результатов.
Отрицательно влияют на проведение практических занятий большое количество студентов в группе. В больших студенческих группах на занятиях недостаточно применяются активные методы обучения, практические навыки, что снижает качество освоения нового материала.
Другая составляющая полученных результатов тестирования - качество подготовки и организации тестирования. Материал тестовых заданий требует дополнительной переработки. При подготовке необходимо учитывать тематику, сложность, глобальность и направленность тестов. Для более достоверной оценки результатов тестирования требуются другие подходы к структуре тестов, программе, в которой представлены тестовые материалы.
Таким образом, качество образования зависит от многих факторов, контингента обучающихся, условий образовательного процесса, кадрового потенциала педагогического коллектива, материально-технического обеспечения. Что же необходимо сделать для улучшения усвоения изучаемых дисциплин?
Основной задачей учебного процесса является оптимизация объемов изучаемого материала. В условиях ограниченного срока подготовки специалиста нужно использовать активные методы обучения, развивая в студентах творческую составляющую и приучая их к активной самостоятельной работе. Построение методически грамотного занятия от простого к сложному, от теории к практике с использованием активных методов обучения, с обязательным акцентом на профильное преподавание.
Профессорско-преподавательскому составу необходимо постоянно совершенствовать формы и методы контроля знаний, эффективно применять в учебном процессе рейтинг — как основной показатель успешности работы студента и преподавателя. Вид проводимого контроля, опрос, задания, должны учитывать различные уровни знаний студентов.
Отработки практических занятий не могут заменить полноценный семинар, в связи с этим необходимо усилить контроль посещаемости обучающихся, что приведет к уменьшению количества отстающих студентов и улучшению освоения изучаемых дисциплин.
Материально-техническое обеспечение является одной из составляющих качества учебного процесса. В открытом после ремонта читальном зале библиотеки нашего университета работают 15 автоматизированных рабочих мест с доступом в Интернет, 8 из которых подключены к электронной медицинской библиотеке «Консультант студента», содержащей учебники издательства «ГЭОТАР». С ноября 20] 1 года при самостоятельной подготовке к практическим занятиям в читальном зале библиотеки студентами осуществлено 1150 индивидуальных доступов в «Консультант студента».
Таким образом, внедренное компьютерное тестирование на соответствие полученных знаний установленным требованиям, представляется одним из инструментов измерения качества образовательного процесса в ВУЗе. Оно позволяет провести массовую оценку результатов обучения на протяжении всего учебного года, повысить обучающую функцию и контролировать качество деятельности не только студентов, но и преподавателей.
Библиографическая ссылка
Гайворонская Т.В., Шадрина Э.М., Кондратова А.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 17-21;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3942 (дата обращения: 21.11.2024).