Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ IV КУРСА В ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ.

Бледнова А.Ю. 1 Елисеева Л.П. 1 Сирунянц А.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Ахременко Я.А., Слепцов А.П., Палынин Г.А. Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития ВУЗа.// Сибирский ме­ дицинский журнал. - 2010. - Т. 98. - № 7.-С.-19-21.
2. Вохминцева Л.В., Шарапов В.И. Роль учебно-исследовательской работы студентов в современном образователь­ ном // Фундаментальные исследования. - 2007.-№ 5-С. 41-41.
3. Луд Н.Г., Солодков А.П., Турина Н.С., Коневалова Н.Ю., Косинец В.А. Учебно-исследовательская работа сту­ дентов в медицинском ВУЗе. // Вестник Витебского государственного медицин­ ского университета. - 2006. - Т. 5. - № 1. - С. 114-121.

Актуальной проблемой подготовки медицинских кадров в высших учебных заведениях является воспитание врача, сочетающего высокую профессиональную подготовку с навыками научной деятельности [1]. Учебно-исследовательская работа в ВУЗе способствует развитию критического мышления у студентов, стимулирует их интерес к самостоятельной работе и расширяет образовательный опыт посредством приобщения их к научным исследованиям в академической среде кафедры и вуза [2, 3]. Данный вид деятельности имеет большое значение для развития клинического мышления будущего врача и приобретения навыков последующей научной работы.

Задачами УИРС является:

- повышение качества подготовки специалистов;

- углубление и творческое освоение учебного материала;

- развитие творческого мышления, эрудиции, расширение кругозора будущего специалиста;

- обучение применению теоретических знаний и результатов исследований в практической деятельности;

- привитие интереса и формирование умений студентов к поисковой, исследовательской деятельности.

С целью повышения качества образования постоянно ведется совершенствование методов учебно-исследовательской работы студентов.

В течение последних лет на кафедре факультетской терапии появился опыт участия студентов 1Укурса лечебного факультета в проведении различных видов анкетирования, преимущественно в период летней производственной практики. Проводится как анкетирование самих студентов (выявление дефицита магния 2009- 2010 г.г.), так и различных категорий пациентов (анализ частоты и причин язвенных кровотечений (2009 г.), выявление распространенности и оценка тяжести ХСН (2010 г.), определение вероятности остеопороза и оценка риска переломов (2011 г.) в Краснодарском крае).

Методика проведения анкетирования: во время собраний перед началом летней производственной практики проводился инструктаж студентов и вместе с дневниками производственной практики выдавались образцы анкет, включающие информированное согласие на добровольное участие пациента в исследовании и письма на имя главного врача ЛПУ с просьбой оказать содействие в проведении анкетирования. Перед выездом в районы края с целью расширения и углубления знаний студентов обязательно проводилось собеседование по вопросам клиники, диагностик и лечения изучаемых патологических состояний.

Анкетирование проводилось с участием врачей ЛПУ (так как производственная практика IV курса предполагает работу студента в качестве помощника врача стационара) и под контролем преподавателей университета - руководителей производственной практики, выезжавших в районы края.

Такая форма работы, на наш взгляд, дает возможность студентам совершенствования практических навыков работы с пациентами и позволяет лучше изучить отдельные нозологические формы заболеваний. В частности анкетирование с целью изучения распространенности, тяжести течения и лечения хронической сердечной недостаточности у жителей Краснодарского края предполагало непосредственное общение с респондентами. В анкету были включены такие вопросы как сбор жалоб и анамнеза пациента, данные объективного исследования, выполнение теста с 6-минутной ходьбой. Вместе с тем студенты совершенствовали навыки работы с медицинской документацией. Они имели возможность ознакомиться с правильной формулировкой клинического диагноза, результатами лабораторных и инструментальных исследований, проводимым лечением. По различным видам анкетирования студентами было заполнено более 2000 анкет. Мы считаем, что выполнение учебно-исследовательской работы в такой форме может способствовать развитию клинического мышления будущего врача.

Анализ результатов анкетирования проводился в рамках научно-исследовательской работы студентами, участвовавшими в деятельности СНО кафедры факультетской терапии и проявившими наибольший интерес к данному виду работы. Были изучены современные литературные источники, выполнена статистическая обработка полученных данных, проанализированы результаты, сделаны выводы. Полученные данные были представлены на ежегодных студенческих научно-практических конференциях университета (2009-2011 г.г.); III Международной Студенческой Научно-практической конференции с участием молодых ученых «Клинические и теоретические аспекты современной медицины» 6-8 апреля 2011 г., РУДН, Москва; а также на краевых, региональных и всероссийских конференциях (Региональная межвузовская учебно-методическая конференция с международным участием «Инновации в образовании», Краснодар 23 марта 2011 г.; X съезд кардиологов и кардиохирургов Южного федерального округа, Краснодар 26-28 мая 2011 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Мони-торирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения», Москва 7-8 июня 2011 г.).

Таким образом, участие студентов в проведении анкетирования как форма исследовательской работы дает возможность совершенствования навыков непосредственной работы молодого специалиста с пациентом, позволяет приобрести опыт анализа полученных данных, что может способствовать формированию клинического мышления будущего врача и закладывает основы последующей научной работы. Учебно-исследовательской работе студентов принадлежит важное место в процессе обучения и, наверное, воспитания. Наряду с изучением монографической и учебной литературы, компьютерными обучающими и тестирующими программами, методическими и дидак­ тическими материалами этот вид дея­тельности позволяет не только оптими­ зировать усвоение изучаемого материа­а, но и оказать необходимое воспита­ тельное воздействие на будущего врача  молодого специалиста, как путь фор­мирования определенных компетенций - основу любой профессиональной дея­ тельности.


Библиографическая ссылка

Бледнова А.Ю., Елисеева Л.П., Сирунянц А.А. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ IV КУРСА В ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ. // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 44-46;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3954 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674