Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Борисенко И.А. 1 Жукова СВ. 1 Сомова Ж.П. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравеоцразвития России Кафедра лингвистики
1. Бим-Бад Б.М., Змеев СИ . Открытие проблемы, // Альма-матер, 1991, № 10, С. 10-14.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975. 304 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. МЛ993. 192 с.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, изменением характера социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку любого специалиста. По определению А.Н. Леонтьева, личность формируется в деятельности. Для преподавателя таковой является педагогическая деятельность, освоение которой начинается в период профессионального обучения. Педагогически целенаправленная деятельность «порождает» необходимые профессионально-личностные качества, которые затем обеспечивают успех профессионального труда.

Исследователи Б.М. Бим-Бад, СИ . Змеев, М. Ноулз убеждены, что человеку становится все труднее справляться с изменениями в окружающем мире и с темпами этих изменений из-за недостаточного уровня компетентности. Они предлагают создать программу доведения компетентности поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности в условиях постоянных изменений окружающего мира. Достижение данной цели ориентируется на обращение к проблемам профессиональной компетентности, творческой самостоятельности, высокого интеллектуального и нравственного потенциала, культурного уровня преподавателей иностранного языка высшего учебного заведения, так как на современном этапе развития нашего общества иностранный язык становится мощным фактором социального прогресса.

Современный преподаватель вуза является одновременно педагогом, воспитателем, организатором деятельности студентов, активным участником в общении с ними, с коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Преподаватель ориентируется на то, чтобы дать студентам в полном объеме прочные и глубокие знания, научить применению их на практике.

Преподавательская работа относится к сложным видам деятельности. От преподавателя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые определяют уровень его профессионализма. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии. Профессиональная пригодность преподавателя связана с наличием хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявление выдержки. К числу личностных качеств относятся: коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, организаторские способности, требовательность к себе.

Для приобретения и совершенствования профессиональных умений и выработки педагогического мастерства преподавателю необходимо представлять себе структуру педагогической деятельности, практических умений и навыков.

Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, преподаватель применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки, стремится достичь высокого уровня профессионализма и выработать индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. Полностью выполнить свое предназначение преподаватель может только тогда, когда он обладает определенными профессионально-личностными качествами, или профессиональной пригодностью к избранному труду.

Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег. Самообразование - процесс сознательной, самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

- в профессиональной сфере (знание своего предмета);

- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения).

Для самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом, обучение в мастер-классе. Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:

- научно-исследовательскую работу;

- изучение научно-методической и учебной литературы, постоянный информационный поиск, знакомство с новыми литературными источниками;

- посещение занятий своих коллег, с последующим обменом мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов обучения.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную компетентность окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства


Библиографическая ссылка

Борисенко И.А., Жукова СВ., Сомова Ж.П. СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 49-51;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3957 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074