Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Еременко Т.В. 1 Панжинская Н.И. 1
1 ГБОУ СПО «Краснодарский базовый .медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края
1. Педагогика: Учеб.пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.: высш. шк., 2006. - 495 с.

Одним из важнейших компонентов в процессе образования является воспитание. Цель воспитательной деятельности медицинского колледжа - обеспечение условий для становления, развития и саморазвития личности студента - будущего специалиста сферы здравоохранения, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество.

В третье тысячелетие вступило в жизнь новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. В связи с этим в Программе развития Российского образования «Модель 2020» изменились подходы к личности: «На рынке труда востребованы не только высококвалифицированные профессионалы, но и молодежь, у которой сформированы высокие гражданские, духовно-нравственные принципы, стойкие жизненные ориентиры».

В нашем колледже разработана технология воспитания, которая строится на концепции развития социальной и гражданской активности, интеллектуальной культуры, ответственности, способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию .

В связи с этим произошли существенные изменения в характере воспитательной деятельности в профессионально-образовательной среде колледжа: цель, задачи, содержание воспитательной деятельности ориентированы на формирование личности, способной и готовой к непрерывному самообразованию, саморазвитию, гражданскому самосознанию, обладающей высокими духовно-нравственными качествами.

По нашему мнению, при создании профессионально-образовательной среды колледжа необходимо учитывать возрастные особенности студентов, специфику современной молодежной субкультуры, особенности социокультурной ситуации в стране.

Современный социальный заказчик (государство, рынок труда, работодатели) предъявляют жесткие требования к нашему выпускнику- будущему медицинскому и фармацевтическому работнику среднего звена: наличие не только профессиональных компетенций, но и сформированных личностных качеств (общие или ключевые компетенции), таких, как умение работать в команде, коммуникабельность, целеустремленность, личная ответственность, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, трудолюбие, активность, организаторские способности, лидерство и другие. По нашему мнению, наиболее важными необходимо считать гармоничное сочетание таких качеств личности, как ценностное отношение к жизни, обществу, семье, наличие духовно-нравственной и правовой культуры, т.е. все то, что входит в понятия «воспитанная личность», «гражданин Отечества».

Эффективность воспитательной работы в структуре образовательного процесса медицинского колледжа обеспечивает реализацию и интеграцию лично-стно-ориентированного, деятельностно-го, культурологического, аксиологического, мировоззренческого системного подходов и позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь, обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического, формирование конкурентоспособной личности студента, интеллектуального, креативного и других видов воспитания.

Пресс современной цивилизации оказывает очень мощное воздействие на молодого человека, начинающего свой жизненный путь, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. «Человек-господин», «человек-супермен», «человек-миллионер», «человек-робот» - вот современные кумиры.

Одной из ведущих задач воспитательной работы является создание условий для активного включения студентов в работу студенческого Совета колледжа как органа студенческого самоуправления. Это способствует воспитанию гражданских, духовно-нравственных принципов, готовность к активной социализации студенческой молодежи. С этой целью устанавливаются и расширяются связи с социальными партнерами колледжа.

С 2002 года в колледжах Краснодарского края существует и с этого момента активно развивается волонтёрское движение. Работа волонтёра позволяет формировать у будущих медицинских работников такие качества, как милосердие, сострадание, профессионализм.

Волонтёрскими отрядами проводится работа по трём направлениям:

- Акция «Милосердие» - регулярная работа студентов в Центре восстановительной медицины и реабилитации, ге-ронтологическом центре «Екатерино-дар» и др. аналогичных учреждениях Кубани.

- Акция «Тепло наших сердец» помощь по уходу за детьми с церебральной патологией санатория «Солнышко» г. Краснодара. В ней студенты участвуют добровольно, те, у кого доброе и горячее сердце, кто готов отдать частичку своей души обездоленному ребенку.

- Акция «Равный поможет равному» ежегодно проводится в медицинских колледжах края с целью профилактики вредных привычек, в частности наркомании и алкоголизма, формирования потребности вести здоровый образ жизни. Студенты выступают с программой, которая агитирует за здоровый образ жизни перед сокурсниками. Кроме того, это направление включает в себя участие в краевой научно-практической конференции «Культура здорового образа жизни», мероприятиях, посвященных проблеме борьбы со СПИДом и пропаганде здорового образа жизни.

Важным мероприятием воспитательного процесса является участие студентов в международном проекте.

С 2006 года между ККБМК и медицинским факультетом школы Людвига-Эрхарда г. Карлсруэ (Германия) осуществляется международный обмен в области здравоохранения по различным направлениям:

- сравнение образовательных систем в России и Германии;

- сравнение мер медицинской профилактики в России и Германии;

- сравнение оказания первой медицинской помощи в Краснодарском крае и г. Карлсруэ.

Итогами работы в международном проекте являются: создание презентационного фильма;

- выпуски альманахов обо всех мероприятиях проекта с выводами;

- подписание нового соглашения о сотрудничестве между нашими учебными заведениями на перспективу.

Безусловно, в позициях обеих сторон есть несовпадения, но в целом результаты работы студентов и преподавателей в международном проекте способствуют развитию дружеских отношений и обмену опытом, который важен как для немецких коллег, так и для нас. Из 150 международных проектов наш проект вошел в десятку лучших. Студенты ККБМК - участники проекта награждены германской стороной Почетной грамотой.

Таким образом, создание и использование в образовательном пространстве медицинского колледжа современной технологии воспитания позволит процесс воспитания направить на формирование успешности студентов, их социальной и гражданской активности в освоении профессионально-образовательной среды колледжа и социума, высоких духовно-нравственных качеств, инициативности, умения работать в команде, ответственности за принятые решения, самостоятельности.

Студенты медицинского колледжа -люди творческие, инициативные, они помимо учебы хотят проявить себя в общественной жизни. Им интересно получить от процесса обучения нечто большее, чем просто образование. Ведь колледж дает шанс молодому человеку развить свою личность, воплотить в жизнь свои идеи и проекты. Здесь каждый студент может выбрать для себя то, что ему интересно, найти себя в том или ином направлении: творчестве, организации досуга, спортивно-оздоровительной работе и других.


Библиографическая ссылка

Еременко Т.В., Панжинская Н.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 76-78;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3969 (дата обращения: 14.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074