Важной частью профессиональной деятельности врачей является профилактическая работа, в том числе осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих. Для этого выпускник вуза, в числе многочисленных профессиональных компетенций, должен обладать способностью осуществлять общеоздорешительные мероприятия по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), давать рекомендации по здоровому питанию и двигательному режиму. Вышеизложенное под силу такому врачу, который не только знает эти вопросы, но и своим поведением и обликом подкрепляет соблюдение ЗОЖ, полученного в стенах вуза, а также уметь пропагандировать и обучать других.
Студенты - это особая группа населения, поскольку представляет собой трудовой, интеллектуальный, оборонный и репродуктивный потенциал России. Поэтому сохранение и укрепление здоровья молодого поколения - актуальная проблема в современных условиях. Вместе с тем, состояние здоровья молодежи в целом продолжает ухудшаться.
Причин много. Это и экономические трудности настоящего времени; ухудшение состояния здоровья выпускников российских общеобразовательных школ, когда лишь 10% из них могут считаться здоровыми; перманентное реформирование системы высшего образования, повлекшее постоянное увеличение объема и сложности учебных программ, внедрение новых образовательных технологий и др. В результате - резко возрос объем информации, а время на усвоение, заучивание большого объема учебного материала и выработку необходимых практических навыков ограничено. Эти нагрузки требуют от студента высокой степени физического, умственного и психоэмоционального напряжения. На студента постоянно воздействуют такие факторы, как: нарушение режима дня, недостатки в организации питания, нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности, недостаточная двигательная активность, неблагоприятный психологический климат в коллективах и семьях, наличие вредных привычек. Эти обстоятельства позволяют отнести студентов к группе повышенного риска развития заболеваний [1, 2].
Сотрудниками нашей кафедры проведены исследования образа жизни и его влияния на здоровье студентов методом анкетирования, углубленным изучением питания и физического развития, а также по данным отчетным документов студенческой поликлиники.
Полученные данные убедительно показали, что уровень здоровья студентов на 50-55% зависит от их образа жизни. Анализ полученного материала выявил, что в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е - заболевания органов пищеварения. Среди функциональных отклонений на 1-м месте — нарушения осанки и различные виды плоскостопия, на 2-м - нарушения органа зрения и органов кровообращения. Эти данные явно занижены, потому что студенты-медики реже обращаются за медицинской помощью, т.к. пропущенные в связи с болезнью занятия необходимо отрабатывать. Несмотря на то, что большинство студентов (85%) считают заботу о здоровье своим личным делом, в шкале жизненных ценностей здоровье у них занимает у них - 4-6 места.
Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что образ жизни современного студента медицинского вуза не отвечает принципам ЗОЖ. У студентов нет достаточных знаний и умений, чтобы пропагандировать ЗОЖ.
Мы поддерживаем предложение сотрудников кафедры общей гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета [3] в том, что на кафедре гигиены для формирования культуры здоровья, кроме лекционного курса, должны быть специальные практические занятия по вопросам ЗОЖ. А преподаватели клинических кафедр, обучая студентов, должны увязывать их нездоровье с неправильным образом жизни. Необходимо также продолжить изучение приоритетных факторов риска для здоровья студентов с целью принятия административных решений по созданию здоровьесберегающей образовательной среды, сохранению и укреплению здоровья студентов.
Библиографическая ссылка
Колычева С.С, Кунделеков А.Г. РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 107-109;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3984 (дата обращения: 21.11.2024).