Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - СТАНОВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курзанов А.Н. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Мииздравсоцразвития России
1. Гайтон А.К. , Холл Д.Э. Медицинская физиология, М., «Логосфера», 2008.
2. Зарецкий В.В. Клиническая физиология и функциональная диагностика // Функциональная диагностика, 2003. - №1.-С. 13-18.
3. Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А. Камкина и А. Каменского. М.: «Академия». 2004.

Физиология человека, как известно, подразделяется на нормальную и патологическую физиологию. Нормальная физиология занимается изучением жизнедеятельности органов и систем здорового человека, а патологическая - исследованием функционального состояния органов и систем при различных заболеваниях.

Каковы же причины выделения в самостоятельное направление медицинской науки еще одного раздела физиологии человека - клинической физиологии? Каковы цели, задачи, пределы компетентности клинической физиологии, каково место в системе высшего профессионального медицинского образования?

Еще раньше в медицинской науке многих стран сформировалась тесная связь клиники с физиологией. И в нашей стране клиницисты и физиологи всегда стремились к взаимодействию. Так, еще в позапрошлом веке начало физиологическому направлению в клинике положил СП . Боткин, организовав в руководимой им клинике внутренних болезней физиологическую лабораторию, которую возглавил молодой физиолог И.П. Павлов. В свою очередь, клинико-физиологические взгляды И.П. Павлова в дальнейшем составили фундамент клинического направления в физиологии, что нашло свое воплощение в создании клинического отделения в руководимом им Институте экспериментальной медицины, а также в знаменитых Павловских «Клинических средах». Однако каждое из этих направлений имело свои собственные цели, которые не всегда совпадали и не всегда приносили пользу больному человеку. И именно в процессе поиска общих точек соприкосновения интересов физиологов и клиницистов возникло новое направление медицинской науки — клиническая физиология. Ее появление торжественно провозгласил на сессии АМН СССР в 1954 году акад. А.А. Богомолец, определив предмет исследования этой отрасли науки - «клиническая физиология — есть физиология больного человека», а также основную цель - «клиническая физиология призвана осуществлять в области научной медицины ту связь теории и практики, без которой нет передовой науки».

В настоящее время наиболее общепринятая точка зрения состоит в том, что клиническая физиология должна заниматься, прежде всего, больным человеком, осуществляя его комплексное функциональное обследование с целью выявления функциональных расстройств органов и систем человеческого организма и определения их выраженности. При этом к числу клинико-физиологических задач относится определение характера функционирования здоровых органов и систем этого же больного, их роль в обеспечении компенсаторных реакций и резервных возможностей всего организма больного в целом [1].

Для диагностики функциональных расстройств у человека применяются методы, исходно разработанные для физиологических исследований (спирография, электрокардиография, манометрия и др.). Первоначально в рамках клинического направления в физиологии их внедряли в лечебную практику клиницисты

В связи с усложнением инструментальных методов исследования, появлением аппаратуры, с которой клиницисты уже не в состоянии были справиться, возникла необходимость подготовки самостоятельных специалистов, владеющих одновременно многими видами исследований и способных осуществлять комплексное функциональное обследование больных.

Так появилась новая отрасль клинической медицины - функциональная диагностика. Фундаментальной основой для развития функциональной диагностики послужила клиническая физиология.

Таким образом, предметом, или объектом, изучения в рамках клинической физиологии является больной человек, а реализуется этот процесс с использованием функциональных методов исследования. При этом функциональная диагностика оказывается методом, используемым клинической физиологией в научных исследованиях. Однако методы функциональных исследований используются и в сугубо практических целях - для установления диагноза заболевания конкретного больного.

Когда в клинике возникает необходимость не только выявить функциональные расстройства отдельных органов, но и оценить степень их компенсации другими органами и системами, охарактеризовать резервные возможности организма больного в целом, т.е. установить наряду с диагнозом заболевания и диагноз состояния больного, то это уже выходит за границы возможностей функциональной диагностики и входит в компетенцию клинической физиологии, требует анализа и научного обобщения обширной информации о больном.

Таким образом, функциональная диагностика, обеспечивающая исследование на органном уровне, при переходе на комплексное обследование больного на системном уровне уступает место клинической физиологии. Фактически клиническая физиология и функциональная диагностика - это две стороны одной медали, а именно, науки и практики о функциональном состоянии больного человека [3].

Логика диспозиции клинической физиологии и функциональной диагностики в системе медицинских знаний нашла свое отражение, например, в том, что в системе АМН РФ по отделению медико-биологических наук выделена специальность "клиническая физиология", академиками и чл.-корреспондентами которой избраны ряд руководителей кафедр клинической физиологии и функциональной диагностики ведущих медицинских университетов России.

В этой связи в современной литературе [2] дискутируется вопрос, что, возможно диагностику заболевания, или, тем более, состояния больного логичнее называть не «функциональной», а «клинико-физио-логической» диагностикой, а методы исследования именовать «клинико-физио-логическими методами исследования»?

В этом же ключе обсуждается целесообразность возведения методов исследования в ранг врачебной специальности (врач лабораторной диагностики, врач-эндоскопист, врач функциональной диагностики и т.д.). Предлагается даже отказаться от названия врачебной специальности «функциональная диагностика» и ввести название «клиническая физиология», что должно наполнить ее новым содержанием и стимулировать специалистов по функциональной диагностике переходить от описания кривых функциональных исследований отдельных органов к полноценному осмыслению результатов комплексного клинико-функционального исследования состояния больных, то есть становиться клиническими физиологами.

Мнения эти, безусловно, дискуссионны, но трансформация мышления практических врачей - очень важный фактор реализации идеи академика А. А. Богомольца о роли клинической физиологии в научной и практической медицине.


Библиографическая ссылка

Курзанов А.Н. КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - СТАНОВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 128-130;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3995 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074