Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ИНТЕРНОВ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Надгериев В.М. 1 Старченко В.М. 1 Тараканов В.А. 1 Стрюковский А.Е. 1 Луняка А.Н. 1 Овсепян В.А. 1
1 ГБОУВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Беспалько В.П. О критериях ка­чества подготовки специалиста. ВВШ, 1988, №1, С. 3-8.
2.Ненашева Л.А., Семушина Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М., 1989. -150 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.-253 с
4. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход в построении модели специали­ста. ВВШ, 1986. № 3. С. 10-14.

На кафедре хирургических болезней детского возраста ежегодно обз'чается в клинической интернатуре и ординатуре от 8 до 12 специалистов. Требования, предъявляемые на современном этапе к последипломной подготовке студентов, диктуют необходимость комплексного многофакторного подхода к организации учебного процесса у клинических интернов и ординаторов.

На кафедре учебный процесс организован в соответствии с нормативными требованиями и включает в себя следующие компоненты: теоретический курс по детской хирургии, практическая работа в базовых отделениях клиники, обучение в центре практических навыков КубГМУ и проведение текущей и итоговой аттестации знаний.

Теоретический курс состоит из чтения лекций и проведения семинарских занятий в соответствии с утвержденным расписанием. Тематика лекций и семинарских занятий охватывает все разделы детской хирургии. В ходе подготовки к семинарским занятиям основной упор делается на повышение самостоятельности обучающихся, при этом кафедра стремится проводить семинары не в виде традиционного опроса, а в форме свободной дискуссии по обсуждаемой тематике. Считаем, что такая форма повышает заинтересованность интернов и ординаторов в освоении новых знаний.

Практическая работа в течение всего срока обучения строится на основе индивидуального плана обучения клинического ординатора и клинического интерна. План обучения каждого слушателя утверждается на кафедральном совещании в начале учебного года и включает в себя работу в профильных отделениях клиники: гнойной хирургии, экстренной и плановой хирургии, отделении детской урологии, ортопедо-травматологическом и реанимационном отделениях. 25% учебного времени отводится на работу в поликлинике. Для этой цели с успехом используются профильные кабинеты диагностического центра детской краевой клинической больницы, где клинические ординаторы и интерны участвуют в консультативно-лечебно-диагностическом приеме городских и краевых детей.

Сроки практической работы в профильных отделениях распределяются равномерно и составляют 2 месяца в каждом отделении для интернов и 4 месяца для клинических ординаторов.

В профильных отделениях слушатели работают под руководством доцентов и ассистентов кафедры. При этом интерны и ординаторы полноценно участвуют в лечебно-диагностическом процессе на всех его этапах - от поступления больного в стационар до его выписки. Важным моментом в организации обучения являются дежурства в ночные часы и выходные дни. В зависимости от количества обучающихся на каждого в месяц приходится от 2-х до 4-х дежурств. При этом интерны и ординаторы работают в составе дежурной бригады хирургов под руководством ответственного врача. Практически ежедневно обучающиеся принимают участие в выполнении операций в качестве ассистентов, самостоятельно выполняют незначительные по объему и несложные оперативные вмешательства.

Ход практической работы интернов и клинических ординаторов фиксируется в дневнике, который по окончании кура-ции подписывает заведующий профильным отделением больницы.

В последние годы часть учебного времени отводится на работу в Центре практических навыков КубГМУ, где на фантомах слушатели отрабатывают технику реанимационных мероприятий, обучаются выполнению манипуляций и осваивают оперативную технику. Считаем данное направление обучения перспективным и заслуживающим дальнейшей разработки.

Ежегодно клинические ординаторы и интерны принимают участие в краевых научно-практических конференциях детских хирургов, проводимых совместно департаментом здравоохранения и медицинским университетом.

Важнейшим моментом в последипломном обучении является организация контроля за уровнем овладения знаниями и умениями обучающимися. На кафедре действует система непрерывного многоуровнего контроля, состоящая из текущей и итоговой аттестации знаний.

Текущая аттестация включает в себя такие понятия, как выставление оценок за каждое семинарское занятие, а также сдачу интернами и ординаторами итоговых занятий по окончании каждого раздела теоретической подготовки. При этом итоговые занятия проводятся по следующим разделам: экстренная хирургия детского возраста; плановая детская хирургия; пороки развития новорожденных, требующие хирургической коррекции: детская урология-андрология; детская онкология и детская ортопедия-травматология.

Кроме этого, интерны ежеквартально, а клинические ординаторы ежегодно отчитываются на кафедральных совещаниях о проделанной работе, после чего аттестационный лист с соответствующими рекомендациями направляется в деканат ФПК и ППС.

Клинические ординаторы, имеющие склонность к научно-исследовательской деятельности, разрабатывают под руководством сотрудников кафедры соответствующие научные направления, результатов чего являются публикации в печати, а также написание кандидатской диссертации.

К итоговой аттестации знаний допускаются слушатели, полностью выполнившие индивидуальный план обучения в интернатуре или клинической ординатуре и своевременно получившие зачеты по смежным дисциплинам. Итоговая аттестация является трехуровневой и включает в себя зачет по практическим навыкам, тестовый контроль знаний интернов и клинических ординаторов и итоговое собеседование на основе утвержденных билетов. Проведение итоговой аттестации осуществляется комиссионно на основе регламентирующих приказов ректора университета и руководителя краевого департамента здравоохранения.

Проведение последипломной подготовки студентов на кафедре хирургических болезней детского возраста соответствует современным требованиям и позволяет эффективно готовить квалифицированных специалистов.


Библиографическая ссылка

Надгериев В.М., Старченко В.М., Тараканов В.А., Стрюковский А.Е., Луняка А.Н., Овсепян В.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ИНТЕРНОВ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 169-171;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4011 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674