Актуальной проблемой современного динамично эволюционирующего социума является поиск путей оптимизации форм и методов высшего, в том числе медицинского образования.
В этой связи Федеральные государственные образовательные стандарты высшего медицинского образования третьего поколения (ФГОС-3) можно обоснованно назвать своевременным, важным и если не революционным, то авангардным этапом совершенствования подготовки специалистов медицинского профиля. Наш вуз приступил к обучению студентов 1-го курса по этим стандартам с сентября 2011 года.
На теоретических кафедрах обучаются студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов, и эти кафедры уже работают по новым учебным программам, составленным в полном соответствии с ФГОС-3.
Разработка новых учебных программ потребовала изучения ФГОС-3 по всем направлениям подготовки специалистов в вузе, детального, скрупулёзного и критического анализа сложившихся уже форм и методов преподавания наших дисциплин, что дало возможность в новом свете увидеть ход педагогического процесса, его детали и требуемый конечный результат нашей работы.
Сравнительный анализ ФГОС-3 показал высокую планку, предъявляемую к подготовке будущих специалистов, уровень которой отвечает требованиям времени. Современный специалист должен быть не только высококлассным диагностом и лечебником (педиатром, стоматологом, санитарным врачом) или провизором, но он должен знать, уметь, владеть и применять в своей деятельности профилактические, реабилитационные мероприятия, психолого-педагогические приемы, быть организатором, управленцем, исследователем, постоянно и мотивированно совершенствоваться, быть коммуникабельным и позитивно настроенным человеком, уметь работать в команде, быть способным впитывать в себя инновации и использовать их в своей повседневной практике.
На наш взгляд, важнейшей отличительной чертой ФГОС-3 по сравнению с предыдущими образовательными стандартами является стремление их разработчиков к. существенному повышению активности обучающихся, ненавязчиво выраженное во фразе: «Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися», а также и безальтернативно: «Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, вклю чая возможную разработку индивидуальных образовательных программ».
Это впервые дает возможность студенту не только иметь информацию о рабочей программе по соответствующей дисциплине, но и активно участвовать в её создании.
Еще более и конкретнее акцент на активизацию работы студентов в процессе обучения звучит в формулировке «способность» и, особенно, «готовность» студента обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Это предполагает необходимость формирования у студента активной жизненной и профессиональной ментальное™ и должно способствовать обеспечению более тесной (как прямой, так и обратной) связи между студентом и преподавателем.
Важно, что ФГОС-3, уделяя огромное внимание формированию специалиста путем овладения профессиональными компетенциями, не меньшее значение (и это принципиально новый подход к обучению в вузе) придает формированию и обогащению личностного аспекта студента через требование способности и готовности обладать об-щекультурными компетенциями. Это, по сути, подготовка высокообразованного и разностороннего специалиста нового типа с широким кругозором, творческим началом и активной жизненной позицией, небезразличного к социальным, экономическим и политическим проблемам общества, с высокой степенью коммуникативности в разных языковых сферах, владеющего компьютерными и другими современными технологиями.
На современном рынке труда в условиях меняющихся общественных отношений, бурно развивающихся науки, техники, технологий, жесткой конкуренции востребованным и успешным может стать только специалист нового типа.
ФГОС-3, давая возможность обучающимся принимать активное участие в деятельности вуза, в том числе предоставляя возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей, впервые обязывает вуз гарантировать качество подготовки специалиста путем обеспечения компетентности преподавательского состава, т.е. систематического повышения профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава по преподаваемой дисциплине.
Инновационным требованием ФГОС-3 при освоении ООП является обязательное участие студентов в научно-исследовательской работе.
Принципиально новым видится также предоставление вузам самостоятельности в формировании структуры, организации и проведении государственного экзамена.
В целом, ФГОС-3 ставит ответственные задачи и требует их выполнения, что невозможно без повышения качества и уровня преподавания, прежде всего, за счет использования творческих инновационных форм обучения, и одновременно существенно повышает требования к обучающимся, что в конечном итоге выводит сам учебный процесс на качественно новый уровень.
Вместе с тем, ФГОС-3 не лишены недостатков.
Так, несмотря на декларируемые в ФГОС-3 общекультурные компетенции в части способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов, в них, к сожалению, не нашлось места государственному языку Российской Федерации, и это, на наш взгляд, не верно.
Та же ситуация сложилась относительно компетенции способности и готовности овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения. За отведенные в ФГОС-3 кредитные единицы (табл.) времени реализация этого требования, мягко говоря, сомнительна, особенно на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах.
Таблица - Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» на разных факультетах
Факультет | Количество зачетных единиц (часов) |
Лечебный | 3(108) |
Педиатрический | 3(108) |
Стоматологический | 3(108) |
Медико- профилактический | 5,25(189) |
Фармацевтический | 10 (360) |
Далее, в ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) «педиатрия» записано:
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
-дети в возрасте от 0 до 15 лет;
-подростки в возрасте от 15 до 18 лет.
Теперь читаем ту же позицию ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело»:
4.2.Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
- подростки в возрасте от 15 до 18 лет;
- взрослое население в возрасте старше 18 лет.
В этой связи не ясно, кто же будет работать с подростками 15-18 лет - педиатры или лечебники? Как известно, «у семи нянек дитя без глаза». Здесь явная несогласованность мнений у разработчиков ФГОС-3.
Кроме того, в ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) «педиатрия» упущена дисциплина «Гигиена детей и подростков», которая традиционно преподавалась с момента рождения этой специальности, имеет свою многолетнюю и славную историю, свою востребованность, свои руководства, учебники и практикумы.
Учитывая реалии современного социума, вызывает удивление отсутствие в ФГОС-3 места дисциплине «Гигиена в условиях чрезвычайных ситуаций», хотя в прописанных в стандартах компетенциях требуется способность и готовность работы врачей в этих условиях.
Не нашлось также места в новых образовательных стандартах дисциплине «Медицинская экология», актуальность изучения которой не требует аргументации.
На наш взгляд, учитывая перечень общекультурных компетенций, необходимо отметить, что существенным упущением ФГОС-3 является отсутствие требований к знаниям, умениям и навыкам абитуриентов, претендующих на обучение в медицинском вузе. Современные выпускники средней школы поступают в медицинский вуз по результатам ЕГЭ. Вместе с тем, не секрет, что результаты ЕГЭ далеко не всегда гарантируют наличие прочных, базовых знаний по дисциплинам ЕГЭ и, особенно, по другим общеобразовательным дисциплинам. Зачастую это не их вина, а беда - они готовятся к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ не учитывает специфику вузов различного профиля - он единый. Перечень необходимых абитуриенту знаний и их оценивание при поступлении в медицинский вуз самими вузами позволило бы отобрать наиболее подготовленных и перспективных выпускников средних школ для успешного овладения ими высоких требований, сформулированных в ФГОС-3.
Библиографическая ссылка
Нефёдов П.В., Нефёдова Л.В. НАШ ВЗГЛЯД НА ФГОС-3 ВПО // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 173-175;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4013 (дата обращения: 21.11.2024).