Состояние практического здравоохранения на современном этапе во многом определяется состоянием системы подготовки кадров, особенно в рамках дополнительного профессионального образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов, постоянно растут. Это связано с внедрением в практическое здравоохранение инновационных методов диагностики, лечения и ухода, применением нового оборудования, а значит, в системе дополнительного профессионального образования должны происходить такие изменения, которые способны обеспечить повышаемые требования к качеству знаний специалистов.
Всё большее значение приобретают новые формы обучения, а именно, информационно-коммуникационные технологии, что позволяет повысить качество обучения средних медицинских работников на циклах повышения квалификации, расширить их профессиональные возможности при оказании квалифицированной помощи пациентам.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, вызванными развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. В соответствии с новыми «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» каждый преподаватель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся - право на качественное образование. Сегодня преподаватель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мульти-медиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором слушатель становится активным субъектом учебной деятельности.
Поэтому в Краснодарском краевом базовом медицинском колледже отделом повышения квалификации ведётся планомерная работа по совершенствованию информационного обеспечения учебного процесса.
В рамках реализации требований образовательного стандарта циклов повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» преподаватели отдела используют мультимедийные технологии, которые позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в виде текстов, слайдов, видеороликов для визуализации и лучшего закрепления теоретического и практического материала. Использование преподавателями интерактивной доски позволяет активизировать внимание слушателей и различные виды памяти. На занятиях используются презентации, расширяющие и иллюстрирующие следующие лекции: «Базовая сердечно-лёгочная реанимация», «Травмы и травматический шок», «Кровотечения и геморрагический шок», «Раны и раневая инфекция», «Острая сердечная недостаточность», «Аллергические реакции немедленного и замедленного типов» и другие. В помощь преподавателям в методическом кабинете имеется каталог презентаций лекций по различным разделам и темам циклов, проводимых отделом повышения квалификации. Он составляет до 150 тем по различным специальностям.
Кроме того, в последнее время эффективным инструментом, помогающим в учебном процессе, стала компьютерная техника. В компьютерном зале на 15 посадочных мест проводится рубежный и итоговый контроль знаний для слушателей ОПК, обучающихся на циклах: «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело в травматологии», «Операционное сестринское дело», «Сестринское дело в терапии» и других. Тестирование проводится в обучающем (по разделам согласно учебно-тематическому плану) и в зачётном режимах. В программе можно установить ограничение времени, получить итоговый результат тестирования в процентах для последующего анализа.
Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет охватить большой объём материала, повышает уровень самообразовательных навыков, мотивацию совершенствования знаний, формирует умения ориентироваться в большом объёме информации. Это подтверждается анализом показателей успеваемости за последние 2 учебных года. Среди слушателей ОПК средние показатели успеваемости улучшились с 4,0 до 4,3 баллов.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки средних медицинских работников, повышению профессионального мастерства преподавателей.
Следовательно, можно сделать вывод о высокой эффективности использования инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе отдела повышения квалификации медицинского колледжа.
Библиографическая ссылка
Сыроватская О.Э., Моткова М.В. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 235-237;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4044 (дата обращения: 21.11.2024).