Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Чалая О.А. Коваленко М.В.
математическое моделирование
адаптивное обучение
модель обучаемого
mathematical modelling
adaptive training
model of the trainee
В последнее десятилетие в России происходят изменения во всех областях жизни и деятельности, причём экономическая нестабильность сочетается с политической изменчивостью. Указанные факторы оказывают значительное негативное воздействие на поведение и здоровье людей, растёт число не только природных, но и техногенных катастроф, аварий. Именно в это время огромную роль играет работа служб экстренного вызова: «скорая помощь», «служба спасения», служба экстренной психологической помощи.

Работники указанных служб часто вынуждены сталкиваться с различными внешними и экстремальными ситуациями, которые требуют незамедлительных и чётко скоординированных решений. Эти ситуации обладают высокой степенью стрессогенности и конфликтогенности, при этом большое значение имеет поведение человека-специалиста: адаптивные возможности, толерантность к профессиональному выгоранию, включённость в стрессовой ситуации, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, гибкость поведения и мышления (Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., 1991).

На фоне усиливающейся экспансии современных психологических технологий очевиден явный дефицит профессиональных и личностных компетенций психолога-профессионала, особенно эта проблема актуальна для психолога службы экстренной психологической помощи, так как это специалист, занимающийся разрешением экстренных психологических ситуаций и проблем, непосредственно находится в зоне чрезвычайной ситуаций (Марьин Н.И., Касперович Ю.Г., 2007).

В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики: диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку); методика для оценки синдрома «профессионального выгорания» в профессиях системы «человек - человек» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова); методика диагностики стратегий поведения личности в конфликтных ситуациях (К. Томаса, адаптация Н.В. Гришиной). В исследовании принимали участие психологи ГУ по делам ГО и ЧС при правительстве СК внутренней службы отдела воспитательной работы и психологи общеобразовательных учреждений, женщины в возрасте 30 - 32 лет.

На основании полученных результатов исследования, нами была проведена дифференциальная оценка профессионально-личностных качеств специалистов службы экстренной психологической службы (экспериментальная группа). На этапе обработки все данные сопоставлены с результатами опроса работников психологической помощи общеобразовательных учреждений (контрольная группа).

Согласно проведённого исследования можно сказать, что уровень тревожности специалистов, неподготовленных к работе в экстремальных условиях, более повышен, но имеет среднее (допустимое) значение. Большинство респондентов экспериментальной группы имеют высокую толерантность, высокую устойчивость к неблагоприятным воздействиям без снижения эффективности деятельности. У респондентов данной группы уровень агрессивности выше, и сниженный уровень ригидности в сравнении с контрольной группой респондентов. Респонденты экспериментальной группы достаточно высоко оценивают свои профессиональные возможности и достижения, больше удовлетворены самореализацией в профессиональной сфере, и имеют самый низкий уровень по показателю «профессиональное выгорание». Высокие оценки по субшкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализации» и низкие - по шкале «профессиональная успешность» (редукция персональных достижений) у респондентов контрольной группой, свидетельствуют о наличии склонности к профессиональному выгоранию по сравнению с испытуемыми экспериментальной группы.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что специалисты службы экстренной психологической помощи психологически готовы к работе в экстремальных ситуациях, о чём говорит ряд показателей: высокая устойчивость к неблагоприятным воздействиям без снижения эффективности деятельности; высокая активность в достижении поставленных целей; лёгкая переключаемость; меньшая эмоциональная включённость в стрессовой ситуации, позволяющая адекватно реагировать в соответствии с создавшейся обстановкой; высокие показатели профессиональной адаптации; высокая оценка своих возможностей и достижений; допустимые показатели эмоциональной истощённости; высокая толерантность к профессиональному выгоранию. У школьных психологов наблюдаются значительно меньшее значение сравниваемых показателей.

В ходе исследования отмечено, что совокупность индивидуальных особенностей личности эмоционального, интеллектуального и поведенческого уровней определяет профессионально необходимый набор характеристик специалистов экстренной психологической помощи.

Таким образом, проведённое нами исследование показало, что проблема оценки профессионально-личностных качеств специалиста экстренной психологической помощи достаточно актуальна для нашего времени. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что использованная психологическая оценка профессионально-личностных качеств специалиста службы экстренной психологической помощи может служить основой для осуществления профессионального отбора работников служб экстренного вызова, и их психологической подготовке в целом.


Библиографическая ссылка

Чалая О.А., Коваленко М.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 75-76;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=407 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674