В условиях становления рыночных отношений все в большей мере проявляется роль регионального фактора, поскольку реформы, осуществляемые в различных субъектах Российской Федерации, существенно отличаются друг от друга по многим параметрам. Следовательно, все большее значение приобретает развитие региональной экономики, и, как следствие, развитие туристического кластера региона.
Проблема въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации сегодня одна из самых актуальных и обсуждаемых как органами государственной власти, так и образовательными учреждениями туристического профиля. В сложившихся условиях посткризисной обстановки в стране, когда число поездок граждан сократилось, а потребность в отдыхе становится неудовлетворенной, приоритетной задачей федеральной и региональной политики в туристкой индустрии является создание условий для развития внутреннего и въездного туризма. По результатам исследований американской компании длительность отпуска работников всех сфер экономики ежегодно сокращается. В ближайшем будущем возможно сокращение продолжительности отпуска до 3-4 дней, но по нескольку раз в год. Следовательно, у населения не будет возможности покидать пределы своего региона на продолжительный срок, что должно положительно сказаться на развитии внутреннего туризма. Вместе с тем, перед туристскими организациями региона встает проблема быстрого и четкого удовлетворения потребностей своих клиентов, что также диктует необходимость формирования стратегических коммуникативных целей развития регионального туризма. Удовлетворение потребности в отдыхе граждан должно происходить за счет использования ресурсов внутреннего туристско-рекреационного потенциала как страны в целом, так и отдельного региона.
Цель исследования. Охарактеризовать систему постановки целей развития внутреннего и въездного туризма, проблемы согласования целей из разных ключевых пространств и разработать алгоритм согласования целей.
Материалы и методы исследования
На наш взгляд, именно от развития регионального туристического потенциала зависит успех развития внутреннего и въездного туризма в целом по стране, которое в свою очередь повлечет за собой развитие и других отраслей.
Это связано с тем, что туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1].
Прежде чем перейти к рассмотрению процесса постановки целей и их согласования, необходимо сказать, что выделяют [3] следующую классификацию целей:
1. Первичные цели или прибыль;
2. Вторичные, в основном узкие цели;
3. Задачи;
4. Стандарты работы.
На наш взгляд, успешное развитие внутреннего и въездного туризма в регионе зависит от правильно организованного процесса постановки целей и их согласования между различными структурами, такими как министерства и ведомства регионального значения, администрации районов, туристические фирмы, туристические центры, бизнес-структуры. Вследствие этого, процесс постановки целей и их согласования в сфере туризма в регионе должен исходить из уровня, на котором происходит процесс целеполагания (рис. 1).
В общем виде согласование целей в организациях сферы туризма достигается в результате договоренности между владельцами туристических организаций, институтами государства (регионами) и работниками данных туристических организаций. Работники туристической организации заняты социально-экономической деятельностью, организация является частью отечественной индустрии туризма существующей только в государстве, в конкретном регионе. Данная логика подтверждает, что такое положение сторон делает цели одной из них подцелями другой. Цели государства и региона многообразны и сложны, поэтому иногда эти цели находятся в противоречии и между собой и с целями туристической организации [3], поэтому процесс их согласования носит важный характер, которому должно уделяться важное внимание для достижения поставленных целей.
Рис. 1. Уровни постановки целей и их согласования в сфере внутреннего и въездного туризма на региональном уровне
Результаты исследования и их обсуждение
По нашему мнению, процесс согласования целей в регионе может быть представлен следующим образом (рис. 2).
Исходя из представленного выше рисунка, можно сделать вывод, что в процессе согласования целей в регионе необходимо:
1. Установить стратегическую цель развития туристической отрасли в регионе. Стратегическая цель устанавливается министерствами и ведомствами по туризму региона. Необходимо отметить, что достижение стратегической цели является приоритетным направлением работы для всех подсистем региона, участвующих в процессе целеполагания. Руководство региона должно учитывать тот факт, что убыточность деятельности одного из элементов региональной системы туризма не должно сказываться на достижении общей стратегической цели, т.е. если один из элементов находится в отрицательной динамике развития, то общий эффект должен быть нивелирован за счет деятельности других элементов системы.
2. Разработать и установить узкоспециализированные (вторичные) цели, которые в свою очередь являются стратегическими целями развития для объектов управления департаментов и ведомств по туризму региона. При установлении узкоспециализированных целей руководство региона должно делегировать полномочия объектам управления – туристическим фирмам, туристическим центрам, администрациям районов, бизнес-структурам – по трансформации первичной формулировки узкоспециализированных целей с учетом факторов, сложившихся на конкретной территории: экономические, экологические, техногенные, геополитические, социальные и др.
3. Разработать задачи для конкретного элемента системы регионального туристического сектора, необходимые для достижения поставленных вторичных целей ведомствами и министерствами по туризму региона с учетом их трансформации для конкретной территории, на которой расположен тот или иной объект.
4. Разработать и установить стандарты работы. Данный этап необходим для установления круга работ отдельного сотрудника каждого элемента процесса постановки и согласования целей в сфере туризма региона.
Необходимо отметить, что министерства и ведомства также имеют свои вторичные цели, задачи и стандарты работы, которые способствуют достижению поставленной стратегической цели, но не пересекаются с целями, задачами и стандартами работы объектов процесса согласования целей.
Рис. 2. Процесс согласования целей туристического сектора региона
Важным условием для успешного согласования целей является постоянное взаимодействие всех элементов системы туристического сектора региона, а также координирование их деятельности ведомствами или министерствами по туризму региона. Необходимо отметить, что все заинтересованные стороны региона как субъекта управления имеют свои потребности и интересы. И так как цели региона устанавливаются с учетом согласования между всеми целеносителями, то удовлетворение потребностей одних стейкхолдеров будет вести к удовлетворению потребностей других [2]. Возникает «кумулятивный эффект», который будет способствовать более интенсивному развитию въездного и внутреннего туризма. Однако необходимы дополнительные меры для создания такого эффекта, например реализация и развитие государственно-частного партнерства, проекты социально и межрегионального сотрудничества.
Заключение
Таким образом, согласование целей в туристической отрасли региона позволит достичь несколько целей, которые будут способствовать развитию внутреннего и въездного туризма в регионе:
– повышение уровня управления субъектами туристической отрасли;
– оптимизация процесса достижения поставленных целей развития внутреннего и въездного туризма;
– получение дополнительной экономической выгоды, которую можно инвестировать в дальнейшее развитие туристической отрасли;
– наиболее полно удовлетворение потребностей в отдыхе потребителей;
– содействие развитию других отраслей хозяйствования в регионе.
Библиографическая ссылка
Скачков Р.А., Шатохина Е.А. ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА РЕГИОНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-2. – С. 123-126;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4329 (дата обращения: 21.12.2024).