Одной из стратегических задач реформы российского образования является формирование у обучающихся навыков самообразования. С вступлением в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) основой педагогического процесса в высшей школе становится организация самостоятельной учебной работы студентов: на внеаудиторную работу отводится не менее 50% бюджета времени обучения.
Задача организации самостоятельной работы в учебных заведениях России не нова. Ещё в Постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 23.06.1936 г. № 1112 «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (документ утратил силу с 18.01.1989 г.) подчёркивалась её значимость. Считалось, что при организации учебного процесса основное внимание должно быть направлено на самостоятельную работу студентов, проводимую в библиотеках, архивах, кабинетах, лабораториях с обеспечением студентов консультациями [15].
Однако особую актуальность указанная задача приобретает в наши дни, в условиях перехода от энергетических технологий к информационным. По некоторым оценкам, 80% знаний, которые потребуются сегодняшним выпускникам вузов, ещё никому не известны [12]. В этой связи естественным требованием оказывается установка на самообразование, на овладение методологией познания.
При переходе на двухуровневую систему подготовки кадров претерпели изменения учебные планы реализуемых вузами основных образовательных программ. И если раньше освоение общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее – БЖД)[1] приходилось на 3…5 годы обучения, то сегодня для отдельных направлений подготовки оно осуществляется зачастую на первом курсе (табл. 1), то есть приходится на период адаптации студентов к учебному процессу в высшей школе.
Вследствие этого преподаватели БЖД столкнулись с незнакомыми им ранее трудностями в педагогической работе. Практика показывает, что многие первокурсники, даже получившие хорошую подготовку в средней школе, на первых порах обучения испытывают большие сложности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы [1, 10]. Они не умеют:
• конспектировать лекции;
• работать с учебно-методической литературой;
• находить и добывать знания из первоисточников;
• анализировать информацию большого объёма.
Таблица 1
Учебные планы освоения дисциплины БЖД по программам бакалавриата [9, 13, 14]
Вуз |
Факультет |
Направление подготовки |
№ семестра |
Общая учебная нагрузка |
Аудиторная нагрузка |
СРС |
||
Л |
С |
ЛЗ (ПЗ) |
||||||
часы |
||||||||
МГУ им. М.В. Ломоносова |
Вычислительная математика и кибернетика |
010400 «Прикладная математика и информатика» |
1 |
72 |
– |
36 |
– |
36 |
Юридический |
030900 «Юриспруденция» |
2 |
72 |
– |
– |
18 |
54 |
|
Философский |
030100 «Философия» |
1 |
72 |
– |
36 |
– |
36 |
|
030200 «Политология» |
1 |
72 |
– |
36 |
– |
36 |
||
031600 «Реклама и связи с общественностью» |
1 |
72 |
36 |
– |
– |
36 |
||
033000 «Культурология» |
1 |
72 |
36 |
– |
– |
36 |
||
Московская школа экономики |
080100 «Экономика» |
1 |
72 |
18 |
18 |
– |
36 |
|
Пермский гос. нац. исслед. ун-т |
Физический |
011200 «Физика» |
2 |
108 |
30 |
– |
20 |
58 |
Философско-социологический |
030100 «Философия» |
2 |
108 |
30 |
– |
20 |
58 |
|
Юридический |
030900 «Юриспруденция» |
1 |
108 |
30 |
– |
20 |
58 |
|
Экономический |
080100 «Экономика» |
1 |
108 |
30 |
– |
20 |
58 |
|
С.-Петерб. гос. эконом. ун-т |
Юридический |
030900 «Юриспруденция» |
1 |
108 |
36 |
72 |
||
Факультет регионоведения, информатики и математических методов |
036401 «Таможенное дело» |
2 |
108 |
36 |
72 |
|||
Факультет экономики и управления |
080200 «Менеджмент» |
1 |
108 |
36 |
72 |
|||
Факультет экономики труда и управления персоналом |
080400 «Управление персоналом» |
2 |
108 |
36 |
72 |
|||
МАДИ |
Факультет логистики и общетранспортных проблем |
036401 «Таможенное дело» |
2 |
108 |
36 |
– |
18 |
54 |
080200 «Менеджмент» |
2 |
108 |
34 |
– |
17 |
57 |
Примечание к табл. 1. Л – лекции, С – семинары, ПЗ – практические занятия, ЛЗ – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студентов
Следует также учитывать, что существующая система обучения в высшей школе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности и допускает несистематичность в работе. Отсутствие привычного для недавних школьников ежедневного контроля нередко приводит к формированию беспечного отношения к учёбе. По данным социологического опроса, лишь 9,6% студентов готовятся в течение семестра и во время сессии; остальные, как правило, заново изучают материал всего курса во время сессии: по учебнику и конспектам (47,6%) или только по конспектам (42,8%) [10].
Принимая во внимания сказанное, ясно, что одной из основных задач работы с первокурсниками является совершенствование методов и средств организации и контроля самостоятельной работы студентов (далее – СРС). Важным условием качества и эффективности СРС является наличие комплекса учебно-методического обеспечения:
• учебных и методических пособий;
• электронных конспектов лекций;
• раздаточных материалов к лекциям;
• банка тестовых заданий (контрольных измерительных материалов);
• автоматизированных контролирующих систем (программ).
Учебные и методические пособия. В МАДИ образовательный процесс по дисциплине БЖД обеспечен печатными учебными и методическими пособиями в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям подготовки вуза. Для всех обучающихся открыт доступ к электронным версиям учебных изданий, размещённым в Полнотекстовой электронной библиотеке МАДИ, электронно-библиотечных системах «Университетская библиотека онлайн» и издательства «Лань».
Однако следует также принимать во внимание то обстоятельство, что у студентов первого курса интерес к познавательной деятельности формируется при эмоциональной привлекательности подачи учебного материала. А учитывая, что современное поколение молодёжи выросло и сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных передач, для них предпочтительнее электронные учебные и методические пособия, выполненные с применением мультимедийных технологий [12].
На кафедре техносферной безопасности МАДИ есть опыт разработки электронных образовательных ресурсов с привлечением студентов направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника». Ими на основе изданных в МАДИ полиграфическим способом методических пособий созданы интерактивные мультимедийные учебные блоки, предназначенные для самостоятельного освоения теоретического материала, подготовки к проведению лабораторных экспериментов, а также самоконтроля. Выполненные работы были представлены на III Общероссийской электронной конференции «Студенческий научный форум 2011» [11] и IV Международном студенческом научном форуме 2012 (электронной конференции) [2, 3, 7, 8].
Электронные конспекты лекций и раздаточные материалы к лекциям. Применение на аудиторных занятиях структурированных электронных конспектов лекций совместно с раздаточным материалом открывает новые возможности для рациональной организации образовательной деятельности. Развивает у студентов умение «сворачивать информацию», позволяет свести к минимуму ведение конспекта и сосредоточиться на понимании учебного материала, а не только на записи услышанного. Преподавателю же даёт возможность перейти от традиционных лекций (зачастую лекций-монологов) к лекциям-беседам и лекциям-дискуссиям, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, интенсификации процесса понимания и усвоения ими знаний, а в конечном счете – к повышению качества и эффективности освоения дисциплины [6].
Раздаточный материал к лекции БЖД помимо темы и плана занятия содержит основные понятия, определения, положения, иллюстративный материал (сложные схемы, диаграммы, графики, рисунки, таблицы), а также список источников для самостоятельного изучения отдельных вопросов (с указанием страниц). Применение раздаточного материала позволяет рационально организовать работу преподавателя в аудитории, а сэкономленное время использовать для увеличения объёма информации, разъясняемого на лекции. Электронная версия раздаточного материала размещена в свободном доступе; легко встраивается в конспект лекций, который отдельные студенты предпочитают сегодня вести с использованием ноутбуков, планшетных компьютеров.
Банк контрольных измерительных материалов (КИМ). Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является оценка его качества и эффективности, позволяющая анализировать и корректировать процесс освоения программного материала. При обучении студентов по дисциплине БЖД в МАДИ используются следующие виды контроля:
• пропедевтический (входной) контроль знаний и умений в начале изучения дисциплины;
• текущий контроль по окончании изучения раздела дисциплины;
• текущий контроль при допуске к выполнению лабораторной работы;
• текущий контроль при аттестации по лабораторной работе;
• самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе освоения дисциплины при подготовке к текущему и итоговому контролю;
• итоговый контроль по дисциплине.
Таблица 2
Банк КИМ по дисциплине БЖД, разработанных в МАДИ
№ |
Наименование укрупнённой дидактической единицы дисциплины |
Количество КИМ |
|
1 |
Разделы рабочей программы |
890 |
|
1.1 |
Введение в безопасность. Основные понятия и определения |
85 |
|
1.2 |
Человек и техносфера |
71 |
|
1.3 |
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания |
185 |
|
1.4 |
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения |
185 |
|
1.5 |
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека |
90 |
|
1.6 |
Психофизиологические и эргономические основы безопасности |
85 |
|
1.7 |
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации |
155 |
|
1.8 |
Управление безопасностью жизнедеятельности |
34 |
|
2 |
Лабораторные работы |
Тест- допуск |
Тест-аттестация |
2.1 |
Методы очистки атмосферного воздуха от загрязнителей (паро- и газообразных) |
- |
50 |
2.2 |
Микроклимат производственных помещений |
73 |
115 |
2.3 |
Защита от теплового излучения |
23 |
42 |
2.4 |
Исследование параметров естественного освещения в помещении |
60 |
125 |
2.5 |
Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света |
90 |
115 |
2.6 |
Исследование параметров искусственного освещения в помещении |
60 |
115 |
2.7 |
Анализ электробезопасности трёхфазных сетей переменного тока напряжением до 1000 В |
78 |
116 |
2.8 |
Защита от шума |
24 |
50 |
С этой целью разработаны и широко используются тестовые задания (табл. 2) как к отдельным разделам программы, лабораторным работам, так и ко всему курсу. Типы заданий: «одиночный выбор», «множественный выбор», «ввод ответа с клавиатуры», «порядок», «соответствие».
Автоматизированные контролирующие системы. Результативность СРС во многом определяется наличием активных методов её контроля. Сегодня во многих российских вузах для проверки знаний студентов применяют компьютерное тестирование в режиме offline. В МАДИ в образовательном процессе по дисциплине БЖД до недавнего времени широко использовался пакет программ ADTester, позволяющий создавать, редактировать тесты, проводить тестирование с автоматизированным процессом обработки результатов. Сейчас его применение ограничено лабораторными работами [4]. Тестирование проводится в компьютерном классе кафедры техносферной безопасности в рамках времени, отведённого учебным планом на лабораторные занятия. При проведении текущего контроля СРС обучающемуся предлагается в течение 20 минут выполнить 20 заданий, случайным образом определяемых программой из соответствующего банка КИМ (табл. 2). Тест засчитывается как выполненный, если студент успешно справился с 15 заданиями (75 % от их общего числа).
В последнее время в образовательных учреждениях России начал активно внедряться новый инструмент контроля знаний, навыков и умений студентов – интернет-тестирование (компьютерное тестирование в режиме online) [5]. В МАДИ подобная собственная система Scientia-test была запущена в сентябре 2012 г. Она предназначена для создания, редактирования тестов, проведения тестирования через сеть Интернет. В настоящее время система поддерживает четыре типа заданий: «одиночный выбор», «множественный выбор», «ввод ответа с клавиатуры», «порядок». Конструктор тестов имеет встроенный текстовый редактор, который позволяет произвольным образом форматировать текст, осуществлять вставку графических объектов и таблиц. Работа по развитию и совершенствованию системы продолжается. Для проведения тестирования достаточно постоянного подключения персонального компьютера (ПК)/рабочих мест компьютерного класса к сети Интернет и наличия на ПК одного из браузеров: Google Chrome (версия 6 и выше), Mozilla Firefox (версии 3.6 и выше) или Opera (версия 10.6 и выше).
С весеннего семестра 2012/2013 уч. г. текущий контроль, а также самоконтроль (тестирование в режиме «репетиция») по разделам программы дисциплины БЖД обучающиеся могут проходить в удобное для них время и из любой точки доступа к сети Интернет. При необходимости студентам предоставляется возможность прохождения контроля/самоконтроля в интернет-классе кафедры техносферной безопасности в течение времени, достаточного для самостоятельной работы.
Контрольный тест включает 10 заданий, случайным образом определяемых системой Scientia-test из банка КИМ по соответствующему разделу (табл. 2). Продолжительность тестирования ограничена 15 минутами. Результаты ответов на каждое задание индицируются на экране дисплея после завершения тестирования. Предоставляется возможность выполнения заданий в произвольном порядке.
Заметим, что при самоконтроле студенту доступна лишь часть (менее 50 %) тестовых заданий банка КИМ. Репетиция итогового теста, охватывающего все разделы программы БЖД, не предусмотрена. Данный подход позволяет стимулировать работу обучающихся с различными источниками информации (прежде всего – конспектом лекций, раздаточным материалом, рекомендованными учебно-методической изданиями), что обеспечивает получение систематизированных знаний, а не «натаскивание» на тестовые задания. Одновременно формирует критическое отношение к информации, размещённой в сети Интернет.
В течение семестра предоставляется три попытки пройти контрольный тест по каждому из первых семи разделов дисциплины (число попыток самоконтроля не ограничивается). Логины и пароли, необходимые для контрольного тестирования и имеющие ограниченный срок действия, направляются студентам по электронной почте. Cрок действия пароля к первой попытке тестирования – одна неделя с момента завершения рассмотрения соответствующего раздела на лекционных занятиях, срок действия остальных попыток оканчивается накануне проведения заключительной лекции. Для первой попытки установлен минимальный проходной балл (60 % от максимально возможного), для второй и третьей попыток он увеличен. Все остальные (дополнительные) попытки предоставляются на последней неделе семестра и/или в период сессии. Тем самым мотивируется систематичность СРС, а также вырабатывается у обучающихся потребность в неформальных консультациях преподавателем в течение всего семестра.
Прохождение студентами самоконтроля, а также текущего контроля в малых группах (2…3 человека) приветствуется. Практика показывает, что при регулярном/многократном активном взаимодействии студентов в образовательном процессе у них формируются продуктивные подходы к овладению информацией, готовность к сотрудничеству, развиваются навыки общения и взаимодействия.
Итоговый контроль по дисциплине БЖД организуется в одном из трёх интернет-классов отдела информационно-технических средств обучения (ИТСО) МАДИ. Проводится лектором в присутствии специалиста отдела ИТСО. К итоговому тестированию допускаются студенты, успешно прошедшие текущий контроль по разделам дисциплины и аттестованные по лабораторным работам. Тест включает 20 заданий, случайным образом определяемых системой Scientia-test из общего банка КИМ разделов дисциплины [2]. Допускается произвольная последовательность выполнения заданий. Продолжительность тестирования – 25 минут. Минимальный балл для зачёта по дисциплине составляет 60 % от максимально возможного. Логины и пароли в распечатанном виде вручаются каждому обучающемуся непосредственно на его рабочем месте в интернет-классе. При прохождении тестирования запрещается пользоваться любым вспомогательным источником информации. В противном случае результат тестирования не засчитывается.
Внедрение подобной организации СРС в учебный процесс по дисциплине БЖД уже показало её эффективность. В ближайших планах кафедры – оптимизация программы и графиков СРС, а также её учебно-методического обеспечения.
[1] Дисциплина БЖД включена в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основных образовательных программ всех направлений бакалавриата и специалитета.
[2] В итоговый тест не включены КИМ, для выполнения которых необходимо привлечение конкретных числовых данных, содержащихся в таблицах, диаграммах, номограммах раздаточного материала, но не размещённых в тексте самих заданий.
Библиографическая ссылка
Евстигнеева Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ОПЫТ КАФЕДРЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАДИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 23-28;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4507 (дата обращения: 21.11.2024).