Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ОПЫТ КАФЕДРЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАДИ

Евстигнеева Н.А. 1
1 ФГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Представлен опыт организации и контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов первого курса при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
навыки самообразования
самостоятельная работа
первокурсники
безопасность жизнедеятельности
методическое обеспечение
самоконтроль
контроль
тестирование
интернет-тестирование.
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
2. Белоусова А.И., Евстигнеева Н.А. Электронный учебный блок «Микроклимат производственных помещений» // Успехи современного естествознания. – 2012. – №6. – С.178.
3. Грудий С.Ю., Евстигнеева Н.А. Электронный учебный блок «Защита от теплового излучения» // Успехи современного естествознания. – 2012. – №6. – С.179.
4. Евстигнеева Н.А. Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2011. – №12. – С.138–139.
5. Евстигнеева Н.А. Опыт проведения тестирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием системы «Интернет-тренажёры в сфере образования» // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4-2. – С.18–22.
6. Евстигнеева Н.А. Электронный конспект лекций как средство педагогического процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №11-2. – С.163–165.
7. Козлов В.Ю., Евстигнеева Н.А. Электронный учебный блок «Анализ электробезопасности трёхфазных сетей переменного тока напряжением до 1000 В» // Успехи современного естествознания. – 2012. – №6. – С.180.
8. Орлов С.М., Евстигнеева Н.А. Электронный учебный блок «Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света» // Успехи современного естествознания. – 2012. – №6. – С.182.
9. Основные образовательные программы высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // МГУ им. М.В. Ломоносова. – URL: http://edu.msu.ru/curriculum (дата обращения: 16.10.2013).
10. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, – 2002. – 544 с.
11. Пикин В.И. Обучающий модуль «Защита от шума» / В.И. Пикин, Д.О. Оганесов, А.В. Остроух, Н.А. Евстигнеева // Успехи современного естествознания. – 2011. – №7. – С.176–177.
12. Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 224 с.
13. Учебные планы [Электронный ресурс] // С.-Петерб. гос. эконом. ун-т. URL: http://www.finec.ru/university/office/umu/method (дата обращения: 16.10. 2013).
14. ФГОС, ООП и учебные планы подготовки бакалавров и специалистов с полным сроком обучения [Электронный ресурс] // Пермский гос. нац. исслед. ун-т. URL: http://www.psu.ru/obrazovanie/vysshee-obra-zovanie/uchebnye-plany/uchebnye-plany-bakalavrov-i-spetsialistov (дата обращения: 16.10.2013).
15. Хацринова О.Ю. Методика организации и контроля самостоятельной работы будущих инженеров-технологов / О.Ю. Хацринова, С.В. Колесников, Л.А. Волович // Вестник Казанского ун-та. – 2012. – Т.15. №6. – С.269-272.

Одной из стратегических задач реформы российского образования является формирование у обучающихся навыков самообразования. С вступлением в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) основой педагогического процесса в высшей школе становится организация самостоятельной учебной работы студентов: на внеаудиторную работу отводится не менее 50% бюджета времени обучения.

Задача организации самостоятельной работы в учебных заведениях России не нова. Ещё в Постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 23.06.1936 г. № 1112 «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (документ утратил силу с 18.01.1989 г.) подчёркивалась её значимость. Считалось, что при организации учебного процесса основное внимание должно быть направлено на самостоятельную работу студентов, проводимую в библиотеках, архивах, кабинетах, лабораториях с обеспечением студентов консультациями [15].

Однако особую актуальность указанная задача приобретает в наши дни, в условиях перехода от энергетических технологий к информационным. По некоторым оценкам, 80% знаний, которые потребуются сегодняшним выпускникам вузов, ещё никому не известны [12]. В этой связи естественным требованием оказывается установка на самообразование, на овладение методологией познания.

При переходе на двухуровневую систему подготовки кадров претерпели изменения учебные планы реализуемых вузами основных образовательных программ. И если раньше освоение общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее – БЖД)[1] приходилось на 3…5 годы обучения, то сегодня для отдельных направлений подготовки оно осуществляется зачастую на первом курсе (табл. 1), то есть приходится на период адаптации студентов к учебному процессу в высшей школе.

Вследствие этого преподаватели БЖД столкнулись с незнакомыми им ранее трудностями в педагогической работе. Практика показывает, что многие первокурсники, даже получившие хорошую подготовку в средней школе, на первых порах обучения испытывают большие сложности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы [1, 10]. Они не умеют:

• конспектировать лекции;

• работать с учебно-методической литературой;

• находить и добывать знания из первоисточников;

• анализировать информацию большого объёма.

Таблица 1

Учебные планы освоения дисциплины БЖД по программам бакалавриата [9, 13, 14]

Вуз

Факультет

Направление подготовки

семестра

Общая учебная нагрузка

Аудиторная нагрузка

СРС

Л

С

ЛЗ (ПЗ)

часы

МГУ им.

М.В. Ломоносова

Вычислительная математика и кибернетика

010400 «Прикладная математика и информатика»

1

72

36

36

Юридический

030900 «Юриспруденция»

2

72

18

54

Философский

030100 «Философия»

1

72

36

36

030200 «Политология»

1

72

36

36

031600 «Реклама и связи с общественностью»

1

72

36

36

033000 «Культурология»

1

72

36

36

Московская школа экономики

080100 «Экономика»

1

72

18

18

36

Пермский гос. нац. исслед. ун-т

Физический

011200 «Физика»

2

108

30

20

58

Философско-социологический

030100 «Философия»

2

108

30

20

58

Юридический

030900 «Юриспруденция»

1

108

30

20

58

Экономический

080100 «Экономика»

1

108

30

20

58

С.-Петерб. гос. эконом. ун-т

Юридический

030900 «Юриспруденция»

1

108

36

72

Факультет регионоведения, информатики и математических методов

036401 «Таможенное дело»

2

108

36

72

Факультет экономики и управления

080200 «Менеджмент»

1

108

36

72

Факультет экономики труда и управления персоналом

080400 «Управление персоналом»

2

108

36

72

МАДИ

Факультет логистики и общетранспортных проблем

036401 «Таможенное дело»

2

108

36

18

54

080200 «Менеджмент»

2

108

34

17

57

Примечание к табл. 1. Л – лекции, С – семинары, ПЗ – практические занятия, ЛЗ – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студентов

Следует также учитывать, что существующая система обучения в высшей школе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности и допускает несистематичность в работе. Отсутствие привычного для недавних школьников ежедневного контроля нередко приводит к формированию беспечного отношения к учёбе. По данным социологического опроса, лишь 9,6% студентов готовятся в течение семестра и во время сессии; остальные, как правило, заново изучают материал всего курса во время сессии: по учебнику и конспектам (47,6%) или только по конспектам (42,8%) [10].

Принимая во внимания сказанное, ясно, что одной из основных задач работы с первокурсниками является совершенствование методов и средств организации и контроля самостоятельной работы студентов (далее – СРС). Важным условием качества и эффективности СРС является наличие комплекса учебно-методического обеспечения:

• учебных и методических пособий;

• электронных конспектов лекций;

• раздаточных материалов к лекциям;

• банка тестовых заданий (контрольных измерительных материалов);

• автоматизированных контролирующих систем (программ).

Учебные и методические пособия. В МАДИ образовательный процесс по дисциплине БЖД обеспечен печатными учебными и методическими пособиями в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям подготовки вуза. Для всех обучающихся открыт доступ к электронным версиям учебных изданий, размещённым в Полнотекстовой электронной библиотеке МАДИ, электронно-библиотечных системах «Университетская библиотека онлайн» и издательства «Лань».

Однако следует также принимать во внимание то обстоятельство, что у студентов первого курса интерес к познавательной деятельности формируется при эмоциональной привлекательности подачи учебного материала. А учитывая, что современное поколение молодёжи выросло и сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных передач, для них предпочтительнее электронные учебные и методические пособия, выполненные с применением мультимедийных технологий [12].

На кафедре техносферной безопасности МАДИ есть опыт разработки электронных образовательных ресурсов с привлечением студентов направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника». Ими на основе изданных в МАДИ полиграфическим способом методических пособий созданы интерактивные мультимедийные учебные блоки, предназначенные для самостоятельного освоения теоретического материала, подготовки к проведению лабораторных экспериментов, а также самоконтроля. Выполненные работы были представлены на III Общероссийской электронной конференции «Студенческий научный форум 2011» [11] и IV Международном студенческом научном форуме 2012 (электронной конференции) [2, 3, 7, 8].

Электронные конспекты лекций и раздаточные материалы к лекциям. Применение на аудиторных занятиях структурированных электронных конспектов лекций совместно с раздаточным материалом открывает новые возможности для рациональной организации образовательной деятельности. Развивает у студентов умение «сворачивать информацию», позволяет свести к минимуму ведение конспекта и сосредоточиться на понимании учебного материала, а не только на записи услышанного. Преподавателю же даёт возможность перейти от традиционных лекций (зачастую лекций-монологов) к лекциям-беседам и лекциям-дискуссиям, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, интенсификации процесса понимания и усвоения ими знаний, а в конечном счете – к повышению качества и эффективности освоения дисциплины [6].

Раздаточный материал к лекции БЖД помимо темы и плана занятия содержит основные понятия, определения, положения, иллюстративный материал (сложные схемы, диаграммы, графики, рисунки, таблицы), а также список источников для самостоятельного изучения отдельных вопросов (с указанием страниц). Применение раздаточного материала позволяет рационально организовать работу преподавателя в аудитории, а сэкономленное время использовать для увеличения объёма информации, разъясняемого на лекции. Электронная версия раздаточного материала размещена в свободном доступе; легко встраивается в конспект лекций, который отдельные студенты предпочитают сегодня вести с использованием ноутбуков, планшетных компьютеров.

Банк контрольных измерительных материалов (КИМ). Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является оценка его качества и эффективности, позволяющая анализировать и корректировать процесс освоения программного материала. При обучении студентов по дисциплине БЖД в МАДИ используются следующие виды контроля:

• пропедевтический (входной) контроль знаний и умений в начале изучения дисциплины;

• текущий контроль по окончании изучения раздела дисциплины;

• текущий контроль при допуске к выполнению лабораторной работы;

• текущий контроль при аттестации по лабораторной работе;

• самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе освоения дисциплины при подготовке к текущему и итоговому контролю;

• итоговый контроль по дисциплине.

Таблица 2

Банк КИМ по дисциплине БЖД, разработанных в МАДИ

Наименование укрупнённой дидактической единицы дисциплины

Количество КИМ

1

Разделы рабочей программы

890

1.1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

85

1.2

Человек и техносфера

71

1.3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

185

1.4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

185

1.5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

90

1.6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

85

1.7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

155

1.8

Управление безопасностью жизнедеятельности

34

2

Лабораторные работы

Тест-

допуск

Тест-аттестация

2.1

Методы очистки атмосферного воздуха от загрязнителей (паро- и газообразных)

-

50

2.2

Микроклимат производственных помещений

73

115

2.3

Защита от теплового излучения

23

42

2.4

Исследование параметров естественного освещения в помещении

60

125

2.5

Исследование параметров освещения, создаваемого различными искусственными источниками света

90

115

2.6

Исследование параметров искусственного освещения в помещении

60

115

2.7

Анализ электробезопасности трёхфазных сетей переменного тока напряжением до 1000 В

78

116

2.8

Защита от шума

24

50

С этой целью разработаны и широко используются тестовые задания (табл. 2) как к отдельным разделам программы, лабораторным работам, так и ко всему курсу. Типы заданий: «одиночный выбор», «множественный выбор», «ввод ответа с клавиатуры», «порядок», «соответствие».

Автоматизированные контролирующие системы. Результативность СРС во многом определяется наличием активных методов её контроля. Сегодня во многих российских вузах для проверки знаний студентов применяют компьютерное тестирование в режиме offline. В МАДИ в образовательном процессе по дисциплине БЖД до недавнего времени широко использовался пакет программ ADTester, позволяющий создавать, редактировать тесты, проводить тестирование с автоматизированным процессом обработки результатов. Сейчас его применение ограничено лабораторными работами [4]. Тестирование проводится в компьютерном классе кафедры техносферной безопасности в рамках времени, отведённого учебным планом на лабораторные занятия. При проведении текущего контроля СРС обучающемуся предлагается в течение 20 минут выполнить 20 заданий, случайным образом определяемых программой из соответствующего банка КИМ (табл. 2). Тест засчитывается как выполненный, если студент успешно справился с 15 заданиями (75 % от их общего числа).

В последнее время в образовательных учреждениях России начал активно внедряться новый инструмент контроля знаний, навыков и умений студентов – интернет-тестирование (компьютерное тестирование в режиме online) [5]. В МАДИ подобная собственная система Scientia-test была запущена в сентябре 2012 г. Она предназначена для создания, редактирования тестов, проведения тестирования через сеть Интернет. В настоящее время система поддерживает четыре типа заданий: «одиночный выбор», «множественный выбор», «ввод ответа с клавиатуры», «порядок». Конструктор тестов имеет встроенный текстовый редактор, который позволяет произвольным образом форматировать текст, осуществлять вставку графических объектов и таблиц. Работа по развитию и совершенствованию системы продолжается. Для проведения тестирования достаточно постоянного подключения персонального компьютера (ПК)/рабочих мест компьютерного класса к сети Интернет и наличия на ПК одного из браузеров: Google Chrome (версия 6 и выше), Mozilla Firefox (версии 3.6 и выше) или Opera (версия 10.6 и выше).

С весеннего семестра 2012/2013 уч. г. текущий контроль, а также самоконтроль (тестирование в режиме «репетиция») по разделам программы дисциплины БЖД обучающиеся могут проходить в удобное для них время и из любой точки доступа к сети Интернет. При необходимости студентам предоставляется возможность прохождения контроля/самоконтроля в интернет-классе кафедры техносферной безопасности в течение времени, достаточного для самостоятельной работы.

Контрольный тест включает 10 заданий, случайным образом определяемых системой Scientia-test из банка КИМ по соответствующему разделу (табл. 2). Продолжительность тестирования ограничена 15 минутами. Результаты ответов на каждое задание индицируются на экране дисплея после завершения тестирования. Предоставляется возможность выполнения заданий в произвольном порядке.

Заметим, что при самоконтроле студенту доступна лишь часть (менее 50 %) тестовых заданий банка КИМ. Репетиция итогового теста, охватывающего все разделы программы БЖД, не предусмотрена. Данный подход позволяет стимулировать работу обучающихся с различными источниками информации (прежде всего – конспектом лекций, раздаточным материалом, рекомендованными учебно-методической изданиями), что обеспечивает получение систематизированных знаний, а не «натаскивание» на тестовые задания. Одновременно формирует критическое отношение к информации, размещённой в сети Интернет.

В течение семестра предоставляется три попытки пройти контрольный тест по каждому из первых семи разделов дисциплины (число попыток самоконтроля не ограничивается). Логины и пароли, необходимые для контрольного тестирования и имеющие ограниченный срок действия, направляются студентам по электронной почте. Cрок действия пароля к первой попытке тестирования – одна неделя с момента завершения рассмотрения соответствующего раздела на лекционных занятиях, срок действия остальных попыток оканчивается накануне проведения заключительной лекции. Для первой попытки установлен минимальный проходной балл (60 % от максимально возможного), для второй и третьей попыток он увеличен. Все остальные (дополнительные) попытки предоставляются на последней неделе семестра и/или в период сессии. Тем самым мотивируется систематичность СРС, а также вырабатывается у обучающихся потребность в неформальных консультациях преподавателем в течение всего семестра.

Прохождение студентами самоконтроля, а также текущего контроля в малых группах (2…3 человека) приветствуется. Практика показывает, что при регулярном/многократном активном взаимодействии студентов в образовательном процессе у них формируются продуктивные подходы к овладению информацией, готовность к сотрудничеству, развиваются навыки общения и взаимодействия.

Итоговый контроль по дисциплине БЖД организуется в одном из трёх интернет-классов отдела информационно-технических средств обучения (ИТСО) МАДИ. Проводится лектором в присутствии специалиста отдела ИТСО. К итоговому тестированию допускаются студенты, успешно прошедшие текущий контроль по разделам дисциплины и аттестованные по лабораторным работам. Тест включает 20 заданий, случайным образом определяемых системой Scientia-test из общего банка КИМ разделов дисциплины [2]. Допускается произвольная последовательность выполнения заданий. Продолжительность тестирования – 25 минут. Минимальный балл для зачёта по дисциплине составляет 60 % от максимально возможного. Логины и пароли в распечатанном виде вручаются каждому обучающемуся непосредственно на его рабочем месте в интернет-классе. При прохождении тестирования запрещается пользоваться любым вспомогательным источником информации. В противном случае результат тестирования не засчитывается.

Внедрение подобной организации СРС в учебный процесс по дисциплине БЖД уже показало её эффективность. В ближайших планах кафедры – оптимизация программы и графиков СРС, а также её учебно-методического обеспечения.

[1] Дисциплина БЖД включена в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основных образовательных программ всех направлений бакалавриата и специалитета.

[2] В итоговый тест не включены КИМ, для выполнения которых необходимо привлечение конкретных числовых данных, содержащихся в таблицах, диаграммах, номограммах раздаточного материала, но не размещённых в тексте самих заданий.


Библиографическая ссылка

Евстигнеева Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ОПЫТ КАФЕДРЫ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАДИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 23-28;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4507 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674