Допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Прогресс человечества, достижения в области естественных наук, с одной стороны, и очевидная «слабость» в достижениях общественных наук, особенно экономической, проявившаяся в условиях глобализации человеческой деятельности, вновь и вновь актуализирует вопрос о том, что такое наука. Это естественно, поскольку развитие науки обнаружило сложность самих объектов исследования и многофакторность их развития. Проблема исследования таких объектов обусловила проблему выбора оптимальных методов их познания и, как следствие, появление специального научного направления – методологии науки.
При написании данного пособия авторы исходили из следующего.
1. Формирование ученого, да и просто хорошего профессионала начинается, прежде всего, с изучения понятийного аппарата, терминологии и логики научного поиска. К сожалению, как показывает опыт руководства научными работами студентов, аспирантов и соискателей, присутствие авторов на многочисленных заседаниях диссертационных советов, многие начинающие исследователи недостаточно владеют указанными выше вопросами.
2. По нашему мнению, каждый образованный человек, тем более – человек с высшим образованием, и тем более – ученый, должен понимать и быть в курсе решения философско-методологических проблем, которые стоят перед наукой вообще. Без изучения накопленного философией и методологией науки опыта невозможно формирование современного ученого-исследователя.
3. Это пособие предназначено экономистам. В настоящее время ведется оживленная дискуссия относительно методологических вопросов изучения экономических отношений. В связи с тем, что по затронутым проблемам издана масса специальной литературы, в учебнике обобщены и выделены те методологические положения, которые принимаются большинством ученых. В тех случаях, когда по излагаемым вопросам в научной литературе имеются различные мнения, авторы излагают суть проблем и предлагаемые решения, а также, авторское видение на пути решения излагаемых проблем.
Эти соображения обусловили структуру учебника. В первой главе рассмотрены логика, процедуры и уровни научного исследования; во второй главе - основные философско-методологические проблемы научных исследований; в третьей главе рассмотрены методологические проблемы научных исследований в экономике. В четвертой главе рассмотрены системно-трансдисциплинарные методы как методы, наиболее адекватные сложности объекта исследования. Для облегчения понимания сути обсуждаемых вопросов и проблем каждая глава заканчивается выводами, вопросами и заданиями для самопроверки. В конце пособия приводится глоссарий, в котором собраны основные определения. Глоссарий представляет собой список определений по главам. По нашему мнению, такое построения глоссария позволит легче усвоить совокупность понятий, относящихся к данной главе – при самостоятельном изучении методологии научного исследования. Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов по рассматриваемой тематике позволит в случае необходимости, более детально изучить отдельные вопросы. Кроме того, в качестве помощи для проведения семинарских занятий предложен список тем рефератов, углубляющих и расширяющих ваше понимание и кругозор по обсуждаемым на семинаре темам.
Библиографическая ссылка
Мокий М.С. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 115-115;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4535 (дата обращения: 21.11.2024).