Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Полякова Т.Ю. 1
1 Таганрогский Государственный Педагогический Институт имени А.П. Чехова
1.Мухина В.С. Детская психология. М.: 1985. 272с.
2.Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. № 2. М.: 2011.
3.Мелкозёрова Е.В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. Сайт журнала научных публикаций аспирантов и докторантов. Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Как говорят исследователи это наиболее значимый период личностного развития. Современная периодизация психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этот период формируется мировоззрение, которое включает в себя определение ценностей, понятия добра и зла, усваиваются нормы социального поведения.

Мухина В.С. пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» [1, с.157].

Современные дети сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов, но чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм на сегодняшний день стал для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые формируют мировоззренческие взгляды у младших школьников.

Собкин В.С., Казначеева К.Н., рассматривая структуру деятельности младших школьников, обратили внимание на то, что эта деятельность принципиально изменилась. «Несколько лет назад главными занятиями детей данного возраста были игры, рисование, лепка и чтение, слушание сказок. В настоящее время все эти виды деятельностей во многом вытеснены просмотром мультфильмов. По данным социологов, от 20 до 40 % всего свободного времени ребёнок-дошкольник проводит у телевизионного экрана» [2].

Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У них ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения.

Мелкозёрова Е.В. замечает, что «Мультфильм имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями)» [3].

Влияние мультипликационных фильмов на младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Проанализировав популярные мультики, среди детей младшего школьного возраста, можно выделить несколько нижеперечисленных сюжетов с положительными качествами:

- умение дружить, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка. ( «Винни-Пух», «Приключения кота Леопольда» и др.);

- дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. («Трое из Простоквашино» и др.);

- трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга. («Золушка», «Рапунцель» и т.п.);

- любовь к родителям и детям, ценность семьи. («Король лев», «В поисках Немо» и др.);

И наоборот, отрицательные стороны сюжета, которые негативно влияют на ребёнка:

- главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности и агрессии. («Том и Джерри», «Котопёс», «Счастливые лесные друзья» - мультфильм полон «черного» юмора);

- демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. («Человек Паук», «Кунг-фу панда» и др.).

Необходимо помнить, что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее, поэтому родителю нужно понимать, насколько мультфильмы влияют на формирование мировоззренческих взглядов. Для этого необходимо:

- После просмотра мультфильма побеседовать с ребёнком о том, что он вынес, понял, осознал.

- Понаблюдать за игрой ребёнка, порожденной мультфильмом.

- Сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ребёнок.

Подводя итоги можно выделить, что младший школьный возраст является основным периодом формирования мировоззрения. Дети склонны подражать увиденному в мультфильмах, делать представления о нормах поведения, уважению к старшим, дружбе, добре и зле, ценностях. Необходимо осознать, что мультфильм-это небезобидная игрушка и не самое лучшее время препровождения, хороший мультфильм для ребёнка должен быть праздником, наградой, а отнюдь не единственным источником формирования мировоззрения!

 

Научный руководитель: Вараксин В.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности, профессор Российской Академии Естествознания.


Библиографическая ссылка

Полякова Т.Ю. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 18-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4917 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674