Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Копытин А.А. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1 Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.
2 Городилова Е. Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: диссс. канд. психол. н. – Пермь, 2002. – 244 с. URL.: http://www.dissercat.com/content/samoaktualizatsiya-i-ee-svyaz-s-integralnoi-individualnostyu#ixzz2qBycHRqM (дата обращения: 18.10.2013 г.)
3 Карпенко С. В. Самоактуализация личности в условиях современной информационной среды: дисс ... канд психол наук - Краснодар, 2007. - 183 c.  URL.: http://dissland.com/catalog/samoaktualizatsiya_lichnosti_v_usloviyah_ sovremennoy_informatsionnoy_sredi.html (дата обращения: 10.10.2013 г.)
4 Крутых Е.В. Проблема человеческих потребностей в гуманистической психологии А. Маслоу. /Философские аспекты постижения человека: сб. научн. ст. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001. - С.26-31.
5 Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. URL.: http://psylib.org.ua/books/masla01/ (дата обращения: 28.10.2013 г.)
6 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. – 432 с.

Теория самоактуализации является основной в гуманистической психологии.

В научном плане проблема самоактуализации носит междисциплинарный характер. Она является предметом изучения философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросе изучения возможностей и условий раскрытия потенциала человека.

Теория самоактуализации была разработана в США в середине ХХ века.

Акмеологический словарь так описывает самоактуализацию: «Самоактуализация (от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, самоактуализация – это желание стать большим, чем являешься; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Автор считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни» [1].

В гуманистической психологии главным является личность как целостная уникальная система, которая представляет собой возможность для самоактуализации. Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.

Как отмечает Е.В. Крутых, А. Маслоу использует понятие «самоактуализация» более узко, чем трактовал его К. Гольдштейн. У А. Маслоу – это потребность личности в развитии, самореализации, осмыслении себя в мире, она стоит на высшей ступени в иерархии потребностей [4].

В книге «Мотивация и личность» А. Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» [5].

В своей работе «Дальние пределы человеческой психики» А. Маслоу сформулировал характеристики самоактуализирующейся личности:

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;

2) принятие других и себя;

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра;

8) спонтанность, естественность поведения;

9) юмор философского плана;

10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к пониманию своих возможностей [6].

Но понятие «самоактуализация» изучалось не только в теоретическом плане. Самоактуализацию, как характеристику личности психологи исследуют эмпирически. Так, С.В. Карпенко изучал самоактуализацию студентов в связи с информационной культурой. Он определил, что, чем выше у студентов уровень информационной культуры, тем и выше уровень самоактуализации [3]. Е.Н. Городилова, изучая самоактуализацию у студентов старших курсов и работающих людей, в своей работе «Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью» выявила, что структура самоактуализации является сложным психологическим образованием. С возрастом и при повышении уровня самоактуализации она становится более сформированной. Также автор показала, что основными обобщенными ее компонентами являются внутренняя позиция человека по отношению к себе и его позиция по отношению к другому человеку, к миру [2].

Таким образом, самоактуализация – это процесс саморазвития личности, ее внутренний личностный рост. Благодаря самоактуализации человек сам выстраивает стратегию своей жизни.


Библиографическая ссылка

Копытин А.А. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 38-39;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4929 (дата обращения: 30.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674