Теория самоактуализации является основной в гуманистической психологии.
В научном плане проблема самоактуализации носит междисциплинарный характер. Она является предметом изучения философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросе изучения возможностей и условий раскрытия потенциала человека.
Теория самоактуализации была разработана в США в середине ХХ века.
Акмеологический словарь так описывает самоактуализацию: «Самоактуализация (от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, самоактуализация – это желание стать большим, чем являешься; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Автор считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни» [1].
В гуманистической психологии главным является личность как целостная уникальная система, которая представляет собой возможность для самоактуализации. Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.
Как отмечает Е.В. Крутых, А. Маслоу использует понятие «самоактуализация» более узко, чем трактовал его К. Гольдштейн. У А. Маслоу – это потребность личности в развитии, самореализации, осмыслении себя в мире, она стоит на высшей ступени в иерархии потребностей [4].
В книге «Мотивация и личность» А. Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» [5].
В своей работе «Дальние пределы человеческой психики» А. Маслоу сформулировал характеристики самоактуализирующейся личности:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;
2) принятие других и себя;
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра;
8) спонтанность, естественность поведения;
9) юмор философского плана;
10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к пониманию своих возможностей [6].
Но понятие «самоактуализация» изучалось не только в теоретическом плане. Самоактуализацию, как характеристику личности психологи исследуют эмпирически. Так, С.В. Карпенко изучал самоактуализацию студентов в связи с информационной культурой. Он определил, что, чем выше у студентов уровень информационной культуры, тем и выше уровень самоактуализации [3]. Е.Н. Городилова, изучая самоактуализацию у студентов старших курсов и работающих людей, в своей работе «Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью» выявила, что структура самоактуализации является сложным психологическим образованием. С возрастом и при повышении уровня самоактуализации она становится более сформированной. Также автор показала, что основными обобщенными ее компонентами являются внутренняя позиция человека по отношению к себе и его позиция по отношению к другому человеку, к миру [2].
Таким образом, самоактуализация – это процесс саморазвития личности, ее внутренний личностный рост. Благодаря самоактуализации человек сам выстраивает стратегию своей жизни.
Библиографическая ссылка
Копытин А.А. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 38-39;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4929 (дата обращения: 30.12.2024).