Одной из эффективных моделей профессиональной деятельности психолога в практике дошкольных учреждений является модель психологического сопровождения ребенка на всех этапах его развития. Во многих учебных пособиях, раскрывается структура психологического сопровождения детей дошкольного возраста (Марцинковская Т.Д., Рогов Е.Н., Бездетко О. и др.). Однако, в них не представлен образец перспективного плана работы психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольным учреждении. В связи с этим, мы провели теоретическое и практическое исследование, которое позволило разработать примерное планирование деятельности практического психолога с целью психологического сопровождения образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Учитывая основные направления деятельности практического психолога, мы определили задачи психологического сопровождения:
- создание благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности дошкольников;
- сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
- повышение уровня психологической культуры педагогов и родителей;
- оказание своевременной психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
Представленный план распределен в соответствии с направлениями деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 1):
1. Психодиагностическая деятельность.
2. Коррекционная и развивающая деятельность.
3. Психологическое консультирование.
4. Психологическое просвещение.
Таблица 1
Перспективный план работы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
Психодиагностическая деятельность |
||||
Категория |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
||
Работа с детьми |
Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе. Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в младшей группе и в средних группах (Я.Н.Кушнир). Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в старших группах (Я.Н.Кушнир). Определение межличностных взаимоотношений в средних и старших группах. (Социометрия). Изучение детской тревожности в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное") Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших группах. Изучение личности с помощью методики "Дом – дерево - человек" в старших группах. Психологическая готовность детей старших групп к школе. |
Декабрь
Декабрь, апрель
Январь
Январь, май
Февраль Февраль
Март Апрель |
||
Работа с педагогами |
"Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в коллективе. Психодиагностика личности педагога. |
Январь
По запросу |
||
Работа с родителями |
Анкетирование "Я и мой ребенок" Психодиагностика взаимоотношений в семье |
Декабрь По запросу |
||
Коррекционная и развивающая работа |
||||
Категория |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
||
Работа с детьми |
- психологическое сопровождение процесса адаптации в ясельной группе. - психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении. - тренинги навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы и младшей группах. - групповые коррекционно-развивающих занятия в старших группах (развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование личностного роста ребёнка, формирование готовности к обучению в школе). - индивидуальные развивающие занятия с детьми младшей, средних групп и старших групп с низким и средним уровнем когнитивного развития. - групповые психокоррекционные занятия в сфере общения и поведения детей в средних группах. |
В течение года 1 раз в 2 недели с января по май Февраль 1 раз в неделю с января по май
1 раз в неделю с января по май 2 раза в неделю с января по апрель |
||
Работа с педагогами |
моделирующее занятие по развитию профессиональной рефлексии педагогов. |
Февраль |
||
Работа с родителями |
тренинг "Как справиться с кризисом трех лет" тренинг общения (для детей и родителей старшей группы) |
Октябрь Март |
||
Психологическое консультирование |
||||
Категория |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
||
Работа с педагогами |
- консультации с воспитателями по результатам экспресс-диагностики интеллектуального развития. - групповая консультация с педагогами средних и старших групп по результатам диагностики эмоциональной сферы. - групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования. - медико-психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики психологической готовности к школе. - медико-психолого-педагогический консилиум по вопросам адаптации детей в детском саду. - индивидуальные консультации для педагогов |
Январь
Февраль
Январь, май
Май
Июнь
По запросам в течение года |
||
Работа с родителями |
- групповая консультация для родителей ясельной группы "Мой малыш пошел в детский сад". - индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы ребенка для родителей младшей, средних и старших групп. - групповая консультация для родителей старших групп " Готовность детей к школе". - индивидуальные консультации для родителей старших групп "Готов ли Ваш ребенок к школе?" |
Август
Декабрь, февраль, март.
Февраль
Май |
продолжение Таблицы 1 |
||
Психологическое просвещение |
||
Категория |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Работа с педагогами |
- оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога". - семинар-практикум "Психолого-педагогическая культура – основной фактор профессионального мастерства педагогов". - семинар "Особенности общения воспитателя с детьми и коррекция эмоционального развития. - участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду. |
В течение года
Декабрь
Март
По запросу в течение года |
Работа с родителями |
1. Эл. письма и оформление стендов: - адаптация в детском саду (ясельная группа) - детские страхи – ступеньки детства (младшая группа) - десять заповедей для родителей (во всех возрастных группах) - как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? (по возрастам) - детские капризы (младшая группа) - застенчивость (средняя группа) - бранные слова (старшая группа) - развиваем эмоциональный интеллект детей 6 лет - детская самостоятельность и реакция взрослых 2. Выступление на родительском собрании: - готовность к школе (старшая группа) - как научить ребенка любить книгу (старшая группа) 3. Выдача книг из библиотеки. |
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь-Декабрь
Март Апрель Май По запросу в течение года
|
В дополнение к плану нами была проведена работа с Интернет ресурсами, которая позволила разработать методическое обеспечение психологического обследования дошкольников (табл. 2).
Таблица 2
Методическое обеспечение психологического обследования дошкольника
Диагностируемые параметры |
Диагностические методики |
Интеренет ресурсы |
Исследование развития восприятия |
- методика «Разрезные картинки» (3-6 лет); - методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет); - методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» - методика «Эталоны» (4-5,5 лет). |
http://www.ourbaby.ru - «Наш ребенок»; http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; http://testoteka.narod.ru - ТЕСТотека. |
Исследование развития памяти |
Методика «Десять предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти ( 3-5 лет); Тест «Десять слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет); Тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет). |
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт. http://detvora74.ru - информационный портал |
Исследование развития мышления |
Тест «Нахождение недостающих деталей» - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет); Тест «Перцептивное моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет); Тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет); Тест «Самое непохожее» – познавательное развитие (4-5 лет); Тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет); Тест «Последовательные картинки» – словесно-логическое мышление (5-10 лет); Тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет); Вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет). |
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт. http://5psy.ru - психологический портал; http://detski.ucoz.ru - Страна детства; www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»; www.vseodetishkax.ru - «Все о детях». http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики» |
Исследование креативности |
Тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет); Тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет). |
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
|
Исследование уровня готовности к школе |
Тест «Мотивационная готовность» – диагностика внутренней позиции школьника; Тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности; «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации; «Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация. |
www.twirpx.com - информационный сайт; http://psy-diagnoz.com -информационный сайт; http://5psy.ru - психологический портал; http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики» |
Исследование межличностных отношений |
Метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет); Тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет); Тест «Рисунок семьи». |
www.twirpx.com - информационный сайт; www.stud24.ru - «Информационный сайт для студентов»; www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога». |
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности |
Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет); Тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет); «Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими; «Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет). |
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт; www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога»; www.vseodetishkax.ru - «Все о детях». |
окончание Таблицы 2 |
||
Исследование эмоциональной сферы |
Графическая методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет); Тест «Страхи в домиках» – диагностика страхов (с 4 лет); тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет). |
www.gurutestov.ru - «Гуру в мире тестов»; www.bibliofond.ru - «Библиотека научной и студенческой информации»; www.twirpx.com http://sites.google.com «Логопед и психолог ОНЛАЙН». |
Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду) |
Анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки; Методика измерения родительских установок и реакций (PARY). |
http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; www.twirpx.com - информационный сайт.
|
Библиографическая ссылка
Мокрицкая М.В., Тугулева Г.В. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 48-51;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4937 (дата обращения: 07.10.2024).