Подростковый возраст - это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Этот период обуславливается не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности. Происходит «снижение общего интереса к учению, к школе, проявляется в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни» [4, С. 62].
В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением. Ребенок задумывается о себе как о личности, он сравнивает себя со сверстниками. Именно в это время и появляются «трудные» подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях.
Неформальное движение является социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью [3]. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.), социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными – откровенно преступными группами. Одна из причин ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск смысла существования [1].
Эти группы возникают стихийно. Они распадаются, меняются в зависимости от моды. Принадлежность к какой-то группе можно определить по различным внешним признакам: по одежде, причёске, украшениям.
Специалисты отмечают следующие причины участия подростков в неформальных группах – это стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях [1].
Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в странах Европы, как неприятие молодежью общественных и экономических систем в их странах, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.
В конце 40-х – начале 50-х гг. прошлого века небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с особенными прическами и одеждой. Их жесты, их язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание.
В середине 50-х гг. ХХ века во многих европейских странах появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы.
В России неформальные группы молодежи появились после Великой отечественной войны. В период перестройки их число возросло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику [2].
С 1986 года существование неформальных групп было признано официально. Их стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Анализ литературы показал, что можно выделить следующие причины возникновения неформальных объединений:
- вызов обществу, протест;
- вызов семье, непонимание в семье;
- нежелание быть как все;
- желание утвердится в новой среде;
- привлечь к себе внимание;
- не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране;
- копирование западных структур, течений, культуры;
- религиозные идейные убеждения;
- дань моде;
- отсутствие цели в жизни;
- влияние криминальных структур, хулиганство;
- возрастные увлечения [5].
Необходимо найти с этими подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами. Нельзя запрещать, а искать пути создания условий для самовыражения и самореализации подростков.
Библиографическая ссылка
Шипулина В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП ПОДРОСТКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 70-70;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4950 (дата обращения: 04.10.2024).