Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОКАЗАТЕЛИ СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ У ВОДИТЕЛЕЙ

Абдулкина Н.А. 1 Панфилов А.Н. 1
1 Казанский федеральный университет
1. Шарифуллина Г.И., Минахметова А.З. Исследование представлений о девушке за рулем. // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - №8. – С. 81.

В настоящее время проблема надежности «человека - оператора» особенно актуальна в связи с тем, что в ряде операторских профессий деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут не только обусловливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на соматическое и психическое здоровье человека. В связи с значительным усложненнием системы «водитель - автомобиль – дорога - среда» существует проблема повышения надежности водителя т. к. она затрагивает практически каждого человека.

Любое дорожно-транспортное происшествие является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала и др. Только водитель определяет: быть дорожно транспортному проишествию или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности. Поэтому надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.

Основу надежности водителя составляют медико-биологическая надежность и  психологическая надежность (психическая регуляция).

В основе психологической надежности на наш взгляд лежит такие психологические характеристики водителя как склонность к риску и психоэмоциональная устойчивость.

Под склонностью к риску мы будем понимать показатель социально-психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Пихоэмоциональная устойчивость - это способность не повышать психоэмоциональную напряженность в экстремальной ситуации.

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи между склонностью к риску и психоэмоциональной устойчивостью у водителей, в возрасте от 18 до 26 лет, выборка составила 32 человека. Исследование проводилось с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр АЦ-9К» Ю.А. Цагарелли. Были взяты методы диагностики: склонность к риску и психоэмоциональная устойчивость. На осноеинтерьвью выяснялось так же количестов аварийных и потенциально аварийных ситуаций в которых побывали испытуемые.

В процессе эмпирического исследования мы получили процентные соотношения. Склонность к риску показало следующие результаты: очень высокий - 56,25% высокий - 43,75%. По психоэмоциональной устойчивость дало следующие результаты: отличный - 50%, высокий - 40,6%, средний - 9,4%.

В ходе исследования было выявлено, что показатели склонности к риску и психоэмоциональная устойчивость у водителей взаимосвязаны.

На основании полученных данных можно судить о том, что склонность к излишнему риску имеют водители с более высокими показателями психоэмоциональной устойчивости, либо рискованные ситуации их меньше тревожат. Также большее стремление к риску проявляют водители, которые плохо владеют методами и техникой саморегуляции психоэмоциональных состояний.


Библиографическая ссылка

Абдулкина Н.А., Панфилов А.Н. ПОКАЗАТЕЛИ СКЛОННОСТИ К РИСКУ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ У ВОДИТЕЛЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 71-71;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4951 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674