Личность спортсмена характеризуется активностью, направленностью, развитым самосознанием. Представление о себе, конструируемое им в процессе спортивной деятельности и общения, обеспечивает его личности единство и тождественность, что проявляется в самооценке, самоуважении, самоэффективности и способствует достижению высоких спортивных результатов.Специфика спортивной деятельности заключается в ряде проявлений: основной её формой является спортивное соревнование; предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом, и этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности; характеризуется необычными по длительности и интенсивности физическими и психическими напряжениями, что чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и угрозой здоровью; расширяет адаптационные возможности человека; продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение.
Изучение самооценки подростков занимающихся спортивной деятельностью, проводилось СОШ с. Алнаши. Испытуемые учащиеся 7-9 классов, в количестве 40 человек, в возрасте 11-15 лет, занимающиеся теннисом. Для исследования были использованы опросник Казанцевой Г.Н. (для подростков) для изучения общей самооценки, опросник А. А. Реана «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи», методика МИС С.Р.Пантелеева «Изучение самоотношения».
Согласно проведённым исследованиям были получены следующие сведения: 10% испытуемых теннисистов имеют низкую самооценку. Для них характерно неуверенность в себе, робость и отсутствие дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.32% испытуемых имеют завышенную самооценку.Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. 58% подростков имеют адекватную самооценку. При адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Изучив мотивацию достижения успеха и мотивацию на избегание неудач было выявлено, что у игроков, более выражена мотивация достижение успеха. Данная мотивация относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, включающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфику понимания ею самой себя, в связи с этим была определена третья задача эмпирического исследования: изучение самоотношения личности. Наиболее выражены такие шкалы как самоуверенность, отражённоесамоотношение, и самопривязанность. Это говорит о том, что высокая самоуверенность отражает выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Высокое отражённое самоотношение соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов. Высокая самопривязанностьотражает высокую ригидность «Я» -концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.
Библиографическая ссылка
Краснова Е.Г., Пьянова Е.Н. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 88-88;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4990 (дата обращения: 07.10.2024).