Развитие индивидуального мировосприятия и миропонимания, по мнению Д.А. Леонтьева, претерпевает неизбежные качественные сдвиги от изначально слабо дифференцированного и нерефлексируемого мироощущения к более ясному и устойчивому мировосприятию, затем к осознанному миропониманию, и наконец, к эмпирическому и теоретическому мировоззрению. Развитие представлений о мире и отношений человека с миром не заканчивается в молодости и может продолжаться в течение всей жизни человека, обогащаясь его профессиональными знаниями и т.д. Совершать более или менее осознанно поступки и жизненные выборы, мы можем, если только в нашем сознании сформировался целостный, суммирующий все фрагментарные и неосознанные представления, знания и чувства образ мира. Образ мира связан с процессом мировосприятия, который хотя и характеризуется избирательностью и целенаправленностью, ни в коей мере не может протекать в режиме полного сознательного контроля. Модель мира, выступает в качестве понятия, означающего процесс и результат (субъективный) миропонимания. Индивидуальная модель мира – это система представлений человека об окружающей действительности, о себе, о своих отношениях с этой действительностью. Она включает в себя такие знания субъекта, которым он апеллирует, как к истинным и объективным.
В исследовании модели мира студентов-психологов мы использовали тест-опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира»(разработан Г.Н. Малюченко и В.М. Смирновым), позволяющий выявить как осознанные, так и неосознаваемые представления человека о мире и социальной реальности, которые играют роль пусковых механизмов в определенных ситуациях, требующих реализации инвариантных поведенческих программ. В ходе исследования участвовали студенты 1 и 5 курсов факультета психологии и педагогики, всего выборка составила 79 человек. Особый интерес для нас представляли результаты испытуемых со средней и высокой степенью выраженности модальности мировосприятия/миропонимания. Необходимо отметить, что в сознании индивида могут сочетаться (доминировать) и две модальности, тем самым происходит неосознанное выстраивание поведенческих стратегий по определенному образцу.
В результате эмпирического исследования, были получены следующие данные:у 8 человек на первом курсе и у 9 на пятом курсе хаотическая модальность имеет среднюю степень выраженности. Как правило, такие люди не строят долгосрочных планов в своей жизни, стремятся к тому, что более достижимо в короткие сроки. В окружающем мире для них нет ничего определенного, нет какого-либо устойчивого порядка, в любой момент все может коренным образом измениться, поэтому они не особо стремятся достичь какого-либо стабильного положения, хотя иногда всё же его достигают. Они стремятся не к личностному росту, а к накоплению «навыков выживаемости».Они не видят причин анализировать свои поступки, так как на их взгляд все зависит от внешних обстоятельств. Любого рода социальные кризисы, экстремальные ситуации, неожиданные изменения жизненных обстоятельств вызывают в них чаще всего не фрустрацию и депрессивную реакцию, а приток энергии, спонтанную «творческую» активность. Впрофессиональной деятельности такие личности не стремятся мыслить системно и рационально, а больше полагаются на интуицию и чаще всего готовы действовать импульсивно, по обстоятельствам. Профессиональная деятельность почти никогда не рассматривается как призвание, за исключением случаев совпадения ее характера с ключевыми ценностями хаотического мировосприятия. В содержании профессиональной деятельности ими усматривается, с одной стороны, возможность выжить в хаотическом мире, а с другой - получить какие-либо блага и удовольствия. Ни у кого из респондентов данная модальность не имеет высокой степени выраженности.
Антогонистическая модальность у 16 чел на первом курсе и у 6 на пятом курсе средне выражена, у 1 и 2 испытуемых соответственно курсам, выражена сильно. Такие люди точно знают, как всё должно быть устроено в современном им обществе и по чьей конкретно вине их жизнь не столь хороша, как хотелось бы. Сознание группоцентрично, Мир чётко разделяется на добрых - «наших», которые они, как правило, идеализируют, и злых - «чужих», от которых они никогда не ждут ничего хорошего. Профессиональную деятельность они рассматривают либо как один из способов борьбы с врагами, либо как обременительную повинность, навязанную им врагами через определенные жизненные обстоятельства.
Механистическая модальность у 10 респондентов на первом курсе и 14 на пятом курсе средне выражена. Представители данного типа в жизни стремятся избегать всякого рода неопределенности путем тщательного планирования своих действий и поступков. Они обладают склонностью четко прогнозировать результаты своей деятельности и стараются никогда не действовать импульсивно, «наобум». Возникающие жизненные и личные проблемы они могут рассматривать в двух ракурсах: как следствие собственного дезадаптивного поведения, и в этом случае они стремятся всячески развивать свои стратегии адаптации;как следствие дезадаптивного поведения других людей, и в этом случае они пытаются «отремонтировать» других, привлекая, прежде всего, свои манипулятивные способности. Стремясь максимально приспособиться к социальной реальности и найти свое «место под солнцем», они пытаются обнаружить возможные пути, лазейки, способы достижения своих целей, изучая и используя психологические особенности окружающих людей. Их отношение к выполняемой профессиональной деятельности, в основном прагматично. При выполнении профессиональных обязанностей люди данного типа стремятся избегать любого рода недосказанностей, неопределенностей и требуют того же от своих коллег. Их профессиональное кредо: «Получать максимальную выгоду при минимальных затратах». Ни у кого из респондентов данная модальность не имеет высокой степени выраженности.
Организмическая модальность миропонимания у 20 человек на первом курсе и 22 испытуемых на пятом курсе выражена средне, высокая степень выраженности модальности мировосприятия/миропонимания представлена у 8 и 6 человек, соответственно курсам. Люди с преобладающим типом мировосприятия, считают весьма важным делом поддержание гармонии в социуме, в отношениях человека с окружающим миром. Они стремятся во всём следовать принципу «не навреди», предъявляя весьма жёсткие требования к самим себе и заниженные к окружающим. В связи с чем нередко поддерживать гармонию им удаётся им только ценой собственного благополучия. Однако время от времени они могут становиться непримиримыми борцами за какие-либо надличностные ценности, чувствуя свою личную ответственность за «судьбы мира». Они предельно открыты в общении с представителями иных культур и взглядов и стремятся встать на иную точку зрения. Стремятся решать проблемы через поддержание постоянной обратной связи с окружающим миром, через творческие способы взаимодействия с общественными процессами. В целях достижения гармонии со всем, что их окружает, люди данного типа стремятся к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Если это им не удается, то они, как правило, начинают искать причины в самих себе. При этом они могут упускать из виду отсутствие у себя навыков и стратегий адаптации к реалиям современного мира. Представители данного типа в значительной мере доверяют своим эмоциям, внутренним чувствам, а не доводам рассудка. Они, как правило, стремятся к такой профессиональной деятельности, которая основана, прежде всего, на эмоционально значимом общении. Для них каждый человек есть уникальное, неповторимое существо, имеющее абсолютную ценность, поэтому в профессиональных отношениях они стремятся к взаимообогащению и взаимообмену. Они способны решать личные и профессиональные проблемы через поддержание постоянной обратной связи с окружающим миром, через творческие способы взаимодействия с общественными процессами. Таким образом, изучение модели мира студентов-психологов показало, что наиболее распространенной, как среди студентов первого курса, так и среди студентов-пятикурсников, является организмическая модель мировосприятия.
Библиографическая ссылка
Фоминова Е.В., Пьянова Е.Н. ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛИ МИРА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 103-104;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5024 (дата обращения: 22.11.2024).