Туризм – неотъемлемый атрибут постиндустриального общества. Спрос на туристские услуги растет год от года, способствуя глобализации общественных отношений , создавая единую культурную сферу современной цивилизации. Данные феномены создают специфический комплекс требований к специалистам в области туризма.
В сегодняшней системе профессионального образования в сфере туризма особое значение уделяется качеству подготовки специалистов ,что позволит обеспечить успешное развитие туризма в России. За последние годы учебными заведениями накоплен значительный опыт подготовки кадров для туристско-гостиничного бизнеса, достаточно глубоко изучены разнообразные педагогические инновации ,позволяющие обеспечить подготовку высоко конкурентных специалистов. Тем не менее, остается много важных вопросов, которые требуют обсуждения и решения, в том числе, проблемы национальной идентификации туристского образования в условиях глобальной интеграции , взаимодействие учебных заведений и работодателей в процессе подготовки кадров ,механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере туризма и другие .
Понятно, что сегодня, когда развитие туризма постепенно становится приоритетной национальной задачей и актуализируется активность государственной политики в этой сфере ,в основе новой парадигмы лежит расширение предметной деятельности выпускников . Подготовка кадров для сферы туризма не должна исчерпываться подготовкой только кадров для индустрии туризма. Следовательно, система туристского образования должна совершенствоваться не только в части её практической составляющей и более полного соответствия задачам турбизнеса , но и развивать академическую часть и готовить специалистов для решения задач, лежащих в широкой предметной области, охватываемой деятельностью по развитию национального туристского пространства .
По оценкам Объединенного Совета Всемирной туристской организации, Россия способна принимать до 40 миллионов туристов в год и войти в первую десятку самых привлекательных с этой точки зрения стран. Для достижения этой цели ключевое значение придается подготовке специалистов для туриндустрии. Возрастание роли туристской отрасли в развитии экономического потенциала России требует научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки кадров, освоения современной модели профессионального туристского образования вот что нужно. Сегодня же около 70 процентов российских специалистов в этой сфере не имеют базового профессионального образования. Особенно остро нехватка профессионалов отрасли ощущается в регионах. А ведь впереди – АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи.
В целом , специалист в области туризма должен обладать высоким уровнем эрудиции и совокупностью личностных характеристик, обеспечивающих возможность решения проблем профессиональной деятельности[1, с.187.] .К ним можно отнести:
1. целеустремленность ;
2. любознательность ;
3. ответственность;
4. аналитические способности;
5.гибкость ;
6.доброжелательность ;
7.активность ;
8. открытость ;
9.креативность ;
10.динамизм.
11.дружелюбие.
Данные характеристики формируются в процессе применения инновационных форм обучения ,таких как: тренинги ,деловые игры, решение кейсов , ролевые и деловые игры, моделирующие ситуации , лекции-экскурсии, создание сайтов .
Хотелось бы еще раз подчеркнуть , несмотря на то, что современное развитие туризма является одним из ведущих экономических и социально-культурных факторов, проблема подготовки квалифицированного и конкурентоспособного персонала для сферы туризма остается актуальной. Таким образом, для решения этой проблемы необходимы:
интеграция науки и практики сферы туризма, координация совместной деятельности образовательных заведений, предприятий, организаций и учреждений туристской сферы;
обновление и переориентация системы профессионально-педагогической, профессионально-психологической и методической подготовки и переподготовки квалификации специалистов высшей школы;
включение в учебные программы туристских курсов «Введение в специальность», «Педагогика и психология профессиональной деятельности»;
обеспечение специализированных учебных заведений учебно-методическими пособиями по туризму, психологии и педагогике, профессиональной ориентации.
Ожидаемым результатом исполнения приведенных выше задач предвидится создание устойчивых предпосылок развития туристского сектора рынка труда и системы профессионального образования в сфере туризма.
Библиографическая ссылка
Иваницкая А.Е. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 115-115;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5035 (дата обращения: 04.10.2024).