В настоящее время одной из наиболее актуальных областей для изучения является исследование социально-психологических процессов молодёжной среды. Изучению различных аспектов жизни молодого поколения отводится большое место в рамках целого ряда дисциплин: психологии, социологии, политологии, педагогике. На первый план в современном обществе выходят проблемы изучения личностной, возрастной, профессиональной, гендерной идентификации молодёжи. При нынешних типах развития общества, постоянном изменении ценностей и стереотипов, изучение идентификации молодого поколения становится актуальным.
Идентификация человека – это важный и неотъемлемый процесс его социализации. Этот процесс наиболее важен в молодом возрасте, т. к. в данный период жизни индивида происходит выбор жизненного пути и дальнейших перспектив личностного развития, профессиональная ориентация, начало профессиональной карьеры и вступление в семейные отношения. В этот возрастной период человек склонен к частой смене деятельности, перемене мест и большему числу контактов с окружающими.
У человека стремление к идентификации происходит постоянно на всех этапах его жизни и связано с желанием соответствовать обществу, в котором он живёт, его нормам, представления и ценностям. Л. Б. Шнейдер характеризует идентификацию личности, как «вынужденную» т. е. как социально навязанную современным обществом и описывает её «как средство ощутить себя, по крайней мере, не хуже других» [5, 17 с.].
Социальное окружение, образование, индустрия развлечений и СМИ оказывают давление на индивида и тот, в качестве ответной реакции, на подсознательном уровне, отождествляет себя с предложенными идеалами и образцами поведения. Такие же тенденции свойственны и для возрастной идентификации. К её особенностям можно отнести отождествление к группе или неким образцам поведения определённого возраста. Такое отождествление двойственно. Оно может быть осознанным, обусловленным различными внешними причинами, или неосознанным, обусловленным особенностями психики человека.
У молодёжи возрастная идентификация имеет различные основания. С одной стороны наблюдается выраженность черт инфантилизма: молодые люди не спешат взрослеть, становиться самостоятельными, что также вызвано целым рядом внутренних и внешних причин. С другой – стремление казаться старше своего возраста, отстраниться от посторонней поддержки, всего в своей жизни добиваться самому. Второй случай в наше время встречается значительно реже, чем первый. Такие модели идентификации могут быть выражены неосознанными субъективными переживаниями прошлого, разного рода психологическими травмами или диктуется внешней средой: окружением человека, влиянием телевиденья и интернета или различными жизненными ситуациями.
Описанные модели идентификации приведены как яркие примеры проявления того или иного психологического возраста для наглядного понимания её специфики. При этом мы не можем утверждать, что они будут явно проявляться в поведении, поступках человека. Зачастую, человек точно определить свой психологический возраст, ссылаясь только на свои субъективные ощущения, не может. При этом многие молодые люди даже не задумывается, какой их психологический возраст.
Таким образом, мы подошли к проблеме данной работы – изучению возрастной идентификации молодёжи по средствам исследования психологического возраста данной группы.
Под психологическим возрастом понимают субъективное восприятие человеком собственного возраста, которое может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом. Психологический возраст влияет на взгляды человека, его цели и желания. Психологический возраст это и есть возрастная идентификация молодёжи, т. е. те модели и формы поведения определённого возраста, с которыми отождествляет себя молодёжь.
Для того чтобы понять, какие тенденции возрастной идентификации присутствуют у молодого поколения, нами, под руководством Коростелевой Т.В. [2, 112-118 с.], была проведена диагностика психологического возраста студентов. Выборку составили студенты, обучающихся в: ФГБОУ ВПО «ЕГУ им. И. А. Бунина» (г. Елец Липецкой области), ФГБОУ ВПО «МГУПС» (г. Москва), ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» (г. Москва). В исследовании приняли участие 100 студентов пяти факультетов (юридический факультет, экономический, физико-математический, факультет педагогики и методики начального обучения, факультет строительства) с первого по пятый курс.
Целью исследования является выявление и анализ психологического возраста молодёжи при помощи разработанной анкеты, теста А. А. Кроник «Сколько Вам лет?» [1, 101-110 с.], позволяющий определить психологический возраст, и тест А. В. Курпатова на соответствие психологического возраста хронологическому [3, 137 с.].
Анкета включает восемь вопросов. Из них два вопроса группообразующих признаков (факультет, пол) и шесть вопросов позволяющие охарактеризовать внутреннее, психологическое состояние человека, а также указывающие на причину сложившегося психологического возраста.
Тест А. Кроник представлен в виде таблице с двумя переменными (X - годы жизни, Y- самые значимые события в жизни человека в процентах). Респондентам предлагали оценить каждое пятилетие их жизни, составляя таким образом график, по которому, впоследствии, рассчитывался психологический возраст.
Тест А. В. Курпатова содержит в себе 25 вопросов. Каждый вопрос оценивается от 1 до 4 баллов. Соответствие выявляется на основании общей суммы баллов по каждому респонденту.
Анализ собранных данных, при помощи теста А. Кроника, позволяет заключить следующее: значение психологического и хронологического возраста совпадают у 37% опрошенных; психологический возраст меньше хронологического (паспортного) у 57%; психологический возраст превышает хронологический у 6% опрошенных. При этом, учитывалось то, что несоответствие психологического возраста хронологическому на пять лет (как в сторону уменьшения, так и увеличения) приемлемо и считается в пределах допустимых норм соответствия.
Отставание психологического возраста от хронологического может быть обусловлено разными причинами. Как было выше указано, это может быть связано с инфантилизмом молодых людей. Известен тип «вечного юноши», который не хочет или не может взрослеть. Это может быть следствием различных причин: недостаток внимания и заботы в детстве или наоборот избыток внимания со стороны родителей и родственников к любимому ребёнку. Повзрослев, молодой человек становится пассивным, не способным к самостоятельной жизни и постоянно требующим помощи со стороны родных и близких. Другой причиной, данного типа несоответствия, может стать творческий или деятельный склад ума, требующий продуктивной работы, нововведений, преобразований и значительных планов на будущее. Человек, устремлённый своими мыслями и поступками в будущее, всегда будет ощущать себя молодым и полным перспектив.
Завышение психологического возраста по сравнению с хронологическим может быть связано с заниженной самооценкой, пессимистическими настроениями, отсутствием желания развиваться и обеднённой жизненной перспективой.
При этом у 45 % респондентов ощущение своего психологического возраста совпало с результатами теста, а в 55% случаев личные ощущения возраста с результатами теста разошлись. Это подтверждает то, что психологический возраст может формироваться не осознанно. Всё зависит от личностного восприятия окружающего мира и самого себя.
Также, можно сказать, что у большей части опрошенных настроены на долголетие, это 87% респондентов, притом, что средняя продолжительность жизни согласно данным Российской Газеты, составляет 65,5 лет для мужчин и 75,3 для женщин [4]. Остальные 11% относятся к проблеме продолжительности жизни более пессимистично.
В результате проведенного анкетирования, рассмотрим как те или иные факторы оказывают влияние на формирование психологического возраста молодёжи.
На седьмой вопрос третьего блока, об оценке человеком его жизни значимые события, мы получили следующие результаты: считают, что важные события в их жизни ждут в будущем 51%; считают, что важные события в их жизни происходили, и будут происходить в будущем 43% опрошенных; и 6% затрудняются ответить на данный вопрос.
Заметим, что ни один из опрашиваемых не считает, что самые важные события его жизни уже прошли. Это говорит о том, что молодое поколение думает о будущем и стремится реализовать себя в последующем. Спецификой данного вопроса является то, что он даёт понять, на что больше в своей жизни человек обращает внимание: на груз переживаний и впечатлений прожитых лет или ждёт чего-то прекрасного в будущем. Если у человека все важные и значительные события, по его мнению, остались позади, то он будет ощущать себя старше. Но если он считает, что жизнь в будущем преподнесёт ему море ярких впечатлений и событий в будущем, то он будет чувствовать себя радостнее и моложе.
На вопрос об удовлетворённости своей жизнью, респонденты ответили следующим образом: удовлетворены своей жизнью - 51%; неудовлетворенны своей жизнью - 6%; затрудняются ответить на данный вопрос - 43%.
Оценивая отрезок прожитых лет, человек видит, доволен он своей жизнью или нет. В это время происходит переоценка ценностей выбор дальнейших жизненных ориентиров и путей развития.
Ответы на девятый вопрос, о встречавшихся трудностях на жизненном пути человека, следующие: длительные неблагоприятные периоды в жизни наблюдаются у 51% опрошенных; таких периодов в жизни не было у 6%; затрудняются ответить на вопрос 43%.
Данный вопрос позволяет нам получить один из важных показателей формирования психологического возраста молодёжи. Негативные события, произошедшие в его личной жизни, такие как измены, предательство, болезнь или смерть кого-то из близких, могут вызвать психическое истощение, в следствии которого человеку может казаться, что он постарел.
Ответы на вопрос об установлении значимых жизненных целей на своём пути: ставят перед собой значимые жизненные цели на реализацию новых дальних перспектив 94% респондентов; не ставят таких целей в своей жизни 3%; не задумываются об этом 3%.
Ответы на вопрос, о реализации данных целей: абсолютно всегда удаётся реализовать поставленные цели 37% респондентов; реализация значимых жизненных целей удаётся не всегда 57%; затрудняются ответить 6%.
Установка и реализация важных жизненных целей, которые могут в корне изменить жизнь молодого человека, в данный возрастной период, очень свойственно и это позволяет поддерживать свой психологический и хронологический возраст в балансе. Если поставленные цели по каким-либо причинам не удаётся реализовать, то это вызывает пессимистические настроения, приводящие к увеличению психологического возраста.
На вопрос об удовлетворённости респондента своей внешностью (телом), мы получили следующие результаты: не могут дать однозначный ответ 57%; не довольны своим телом 6%; довольны собой 37%.
Как уже было замечено, на человека постоянно оказывается влияние с экранов телевизора, из СМИ и интернета. Ему диктуют стереотипы красоты и идеалы, которым он в свою очередь пытается подражать. Но подходить под все, принятые широкой массой, критерии невозможно. Идентифицируя себя с этими идеалами, молодежь даёт себе оценку, отражающуюся на его самовосприятии и, в последствии, психологическом возрасте.
Вопросы третьего блока, используемые нами, составляют не полный список факторов влияющих на формирования психологического возраста молодёжи. Нами были предложены те факторы, которые на наш взгляд являются наиболее существенными в молодёжной среде.
По результатам проведённого исследования, мы можем выявить следующие тенденции.
У женщин процент несоответствия психологического возраста с хронологическим меньше (47%), чем у мужчин (75%). При этом у мужчин наблюдается как заниженный психологический возраст, так и завышенный, а у женщин наблюдается тенденция только к его уменьшению. Таким образом, проявляется общая тенденция несоответствия психологического возраста с хронологическим у мужчин.
Другая особенность, подмеченная нами в том, что у студентов, обучающихся в одной группе результаты, полученные при помощи теста А. Кроник «Сколько Вам лет?» имеют общую направленность, т.е. прослеживается схожее несоответствие или соответствие психологического возраста и хронологического в тех или иных группах. Также в этих группах наблюдается общие тенденции на планирование своей жизни и её продолжительность. Это может быть вызвано тем, что группа сверстников имеет одинаковые ценности и модели поведения и за время совместного обучения в процессе идентификации они стали однородным коллективом. Студенческая группа, как динамично развивающаяся система проявляет общность в установках: общие взгляды на жизнь, схожие модели ответов на вопросы анкеты и решения теста. В то время как другие группы студентов такого же возраста имеют слишком разные результаты.
Подводя итоги анализа собранных данных, следует отметить, что у значительной части респондентов значения психологического возраста не соответствует хронологическому, что обусловлено различными причинами: отношением к прожитым годам и будущему, установлению перспектив развития (личностного профессионального и т. д.), постановки и реализации жизненных целей и удовлетворённости собой. Таким образом, мы можем сделать вывод, что процессы возрастной идентификации молодёжи происходят достаточно активно и они имеют под собой различные основания.
Параллельно с проведением разработанной анкеты и теста А. А. Кроника, проходило исследование по методике А. В. Курпатова на выявление соответствия психологического возраста и хронологического. Вспомним, что результат зависит от общей суммы баллов и соотнесения с максимальным значением - 100 баллов. Результаты данного тестирования варьируются от 52 до 98 баллов, при этом у 12,5% опрошенных психологический возраст соответствует их паспортному возрасту, несоответствие возрастов выявлено у 87,5% опрошенных.
При проведении теста А. В. Курпатова учитывалось что, несоответствие в 1-2 года приемлемо и относится к норме. Соответствие хронологического возраста и психологического служит показателем готовности индивида занимать активную позицию по отношению к жизни в соответствии с его социальным положением, мировоззрением, желаниями и возможностями. Это говорит о достаточно свободном процессе идентификации молодёжи в окружающей среде без существенных изменений личностных установок, ценностей и ориентиров. Дефектом считается значительное отклонение психологического возраста от хронологического в 5-20 лет. Это может быть как показатель отставания личностного развития, или же его значительное опережение, не соответствующее органике личности, обусловленный затруднительным процессом идентификации со значительным изменением сложившихся идеалов, норм и т. д.
На основании проведённых исследований мы можем сделать вывод, что процессы идентификации происходят достаточно динамично в молодёжной среде. Использованные нами методики выявления и соотнесения психологического и хронологического возрастов, показали значительное несоответствие, в большей степени в сторону уменьшения психологического возраста по сравнению с паспортным. Но в этом есть и свои плюсы. У современной молодёжи в большинстве преобладают оптимистические настроения, значительные планы на будущую жизнь, на личностное развитие и самосовершенствование.
Библиографическая ссылка
Шматова Ю.С. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 123-125;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5039 (дата обращения: 07.10.2024).